Page 1

1    2

УРОКИ „АЛАБАМЫ"

        На протяжении едва ли не целого десятилетия  единственным  полотном французского    художника-импрессиониста Эдуарда Мане, которое критики не ругали, а хвалили, была картина “Бой   “Кирсарджа”   и   “Алабамы”. Не будем говорить о художественных достоинствах этого произведения. Для нас гораздо интереснее тот факт, что молодой Мане писал эту картину с натуры и что он запечатлел бой, который стал поворотным пунктом в эволюции парового крейсера...
        “Алабама” была заложена на стапелях английской фирмы Лэрд в Биркенхеде, близ Ливерпуля. Построенная по заказу мятежных южных штатов, эта 67-метровая паровая баркентина водоизмещением 1040 т вышла на испытания в конце июля 1852 года. Однако, как только судно покинуло английские территориальные воды, его лихорадочно стали переделывать в боевой корабль. На "Алабаму" доставили орудия и боеприпасы, прибыла команда, состоявшая главным образом из англичан-волонтеров во главе с довольно известным в ту пору капитаном-южанином Р. Семмесом. 24 августа 1862 года “Алабама” подняла флаг Конфедерации южных штатов и начала свое беспримерное почти двухгодовое крейсерство, практически  парализовавшее морскую торговлю северных штатов.
        Хищной птицей пронесся Семмес по Северной Атлантике, Карибскому морю и Мексиканскому заливу, вышел в Южную Атлантику, в Индийский океан, прошел у берегов Индонезии, Индии и Африки и снова вырвался на просторы Атлантики. За это время он потопил канонерскую лодку северян “Гаттерас” и захватил 68 торговых судов, из которых 53 тут же были пущены на дно. Более полутора десятков североамериканских боевых кораблей безуспешно рыскали по морям и океанам в поисках неуловимого корсара...
        И вот 12 июня 1864 года капитан Винслоу, командир североамериканского шлюпа "Кирсардж", стоявшего на якоре в голландском порту Флиссингене, получил сообщение: "Алабама" - в Шербуре. 14 июня, подойдя к Шербуру, Винслоу действительно увидел конфедератский флаг, возвышающийся над могучим брекватером Шербурского порта. Войдя в гавань и убедившись, что "Алабама" находится в порту, Винслоу снова вышел в море и стал на якорь вне французских территориальных вод, взяв под непрерывное наблюдение выход из гавани.  С этого момента стало ясно, что сражение неминуемо произойдет. И случится это 19 июня 1864 года, когда “Алабама”, исчерпав время, отведенное международными соглашениями на ремонт, волей-неволей должна будет выйти в море...
        Жадная до зрелищ праздная публика со всех концов Фракции ринулась в Шербур, и утром 19 июня, когда “Алабама”, сопровождаемая французским броненосцем "Куронь", двинулась к морю, брекватер, гора дю Руль и все берега были усеяны толпами зрителей. Следом за боевыми кораблями в море устремилась целая флотилия лодок и парусников, на одном из них находился и художник Эдуард Мане. К месту боя пришли парусники даже из Англии. Сражение обещало быть жестоким, ибо силы противников были примерно одинаковы; 1031-тонный “Кирсардж” нес 7 орудий, выбрасывающих в одном залпе 194 кг стали. На “Алабаме” же было 8 орудий с общим весом залпе 167 кг.
        В 10 часов 57 минут “Алабама” открыла канонаду. “Кирсардж” отвечал. Обратившись друг к другу правыми бортами, непрерывно   извергавшими огонь, корабли начали кружить по медленно сужающейся спирали,  которая постепенно увеличивала эффективность огня “Кирсарджа” с его менее дальнобойными, но более крупнокалиберными орудиями.  Всего семь таких страшных кругов выдержала “Алабама”. Получившая сорок сокрушительных попаданий, накренившаяся на правый борт, заливаемая водой, она выбросила белый флаг. Подойдя к тонущему врагу на 400 м, Винслоу с борта "Кирсарджа"  наблюдал   агонию крейсера. И тут произошло неожиданное: с погружающейся в воду  "Алабамы" грянуло несколько беспорядочных орудийных   выстрелов.   "Кирсардж" мгновенно ответил мощным бортовым залпом...
        Никогда не имея в составе своего флота парусных линейных кораблей, американские моряки всегда уделяли большое внимание крейсерам - фрегатам,  корветам,  шлюпам.  Причем. разрабатывая их,  они руководствовались принципом: американские корабли должны превосходить европейские не числом орудий, а калибром. Поэтому, приступив в 1855 году к сооружению парового военного флота, американцы создали фрегаты крупнее европейских линкоров; это были  “Миннесота”, “Уобаш”, “Колорадо” и "Мерримак” водоизмещением по 4700 т. За ними в 1858 году последовал пятый - гигант   “Ниагара”   водоизмещением 5500 т,   вооруженный 11-дюймовыми (279-мм) орудиями   на   поворотных
платформах. Так  впервые  крейсера превзошли деревянные линкоры не только по водоизмещению, но и по мощи залпа. Участь последних была предрешена: с 1860 года ведущие морские державы перестают строить линейные корабли и сооружают фрегаты нового типа. В России ими стали   “Генерал-адмирал”,   “Светлана”, “Ослябя”, “Пересвет”, “Олег”, “Дмитрий Донской”, “Александр  Невский” (см. “М-К” № 1 за 1978 год). В Англии – “Ринаун”, “Орландо”, “Мерcей» и   другие   водоизмещением    5- 5,5 тыс. т, вооруженные 40-50 орудиями.
"ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ". Россия, 1873 г.
Идею броненосноокеанского автономного крейсера знаменитый русский кораблестроитель вице-адмирал А. А. Попов выдвинул в конце 1860-х годов. Она была одобрена и по проекту, разработанному совместно А. Поповым и корабельными инженерами Н. Дмитриевым и Н. Кутейниковым. В 1870 году в Петербурге на Охтинской адмиралтейское верфи были заложены два однотипных крейсера "Генерал-адмирал" и "Александр Невский", в 1874 году переименованный в "Герцог Эдинбургский".
"Генерал-адмирал" был спущен на воду в 1873 году и вступал в строй в 1875-м. Водоизмещение 4603 т, мощность 4472 л. с., скорость хода 13,2 узла. Длина наибольшая 87 м. ширина 14,6, среднее углубление 6,45 м. Вооружение: 6 - 203-мм. 2- 152-мм, 6- 4-фунтовых пушек, 10 скорострельных пушек. Оба корабля находились на службе больше 40 лет! В 1909 году "Генерал-адмирал" был переделан в минный заградитель "Нарова", а "Герцог Эдинбургский" - в минный заградитель "Онега".
        Все эти новейшие корабли с успехом справлялись с многочисленными крейсерскими  задачами  вплоть  до гражданской войны в Америке, когда вдруг выяснилось: деревянные крейсера отжили свое.
        По странной иронии судьбы наиболее веские и убедительные  доказательства тому дала “Алабама” - деревянный пароход, который не был ни сильным, ни быстроходным кораблем (скорость не превышала 9-10 узлов). Но так или иначе ее сокрушительнее воздействие на морскую торговлю побудило морское министерство северных штатов задуматься о том, какие нужны корабли для защиты морских коммуникаций. Теперь это должен был быть вооруженный корабль, не просто способный захватить и потопить безоружного купца, а готовый вести на равных бой с вражеским крейсером. совершать длительные плавания в океане и, самое главное, развивать высокую скорость, чтобы нагнать врага.
        За разработку новых крейсеров взялся главный механик флота Б. Ишервуд и конструктор морского департамента Р. Пауэлл. Они быстро выполнили работу и уже в 1863 году на верфях Бостона, Нью-Йорка и Филадельфии заложили шесть фрегатов типа "Вампаноаг" - "Аммонусак" .

Next page
Back