Page 1

1    2

БЕССЛАВНАЯ ДЕВЯТКА

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР  "ТАЛЛИН", СССР, 1939 г.
Строился в Германии для немецкого флота как под именем "Лютцов". Продан в СССР в недостроеном состоянии в 1939 году.
Водоизмещение стандартное 13900 т, 3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132000 л. с., скорость хода 32 узла. Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6, среднее углубление 4.57 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль. Бронирование: пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм. Вооружение: 8-203 мм орудий, 12- 105 мм  зениток,  12-37 мм, 3-20-мм автомата, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
В июне 1941 года крейсер находился на достройке в Ленинграде. С началом войны было решено довести до конца лишь те работы, которые позволяли использовать его как плавучую батарею. Необходимые для этого первая и четвертая орудийные башни и механизмы для их обслуживания были быстро пущены в действие, и 7 сентября 1941 года "Таллин" нанес первый артиллерийский удар по скоплению фашистов у деревни Кипень. Позднее огонь крейсера сорвал наступление врага в районе Стрельны и Старо-Панова.
17 сентября фашисты обрушили на корабль огонь тяжелых орудий и, выпустив около пятидесяти 210 мм снарядов, нанесли ему тяжелые повреждения, в результате которых он сел на грунт неподалеку от переднего края обороны. Целый год тайком вели спасательные работы на поврежденном крейсере советские судостроители, и 17 сентября 1942 года темной ночью крейсер был снят с грунта н отбуксирован на Неву к Горному институту. Через год крейсер снова вступил в строй как плавучая батарея и в январе 1944 года выпустил более тысячи снарядов по врагу в районе Вороньей горы и Дудергофа. В 1959 году корабль пошел на слои.
Фото: Кормовые башни ГК систершипа , крейсера "Принц Ойген"

        7 апреля 1940 года английский самолет-разведчик обнаружил подозрительное оживление в немецких портах Северного и Балтийского морей. На следующий день  британская  подводная лодка потопила вблизи норвежских берегов немецкий транспорт с войсками, а неподалеку от Тронхейма в море с воздуха был обнаружен отряд немецких кораблей.  Обеспокоенные  этим, англичане выслали в море  флот  и авиацию, но помешать развитию событий  уже  не смогли:  в ночь  с 8 на 9 апреля немцы начали так называемую норвежскую операцию...
        Когда  отряд  из  трех  фашистских крейсеров, трех миноносцев и флотилии тральщиков приблизился к входу в Осло-фьорд, норвежцы погасили все навигационные огни.  Фашистская  эскадра уменьшила ход, но упорно продолжала  продвигаться  к  норвежской столице. Сражение началось в самом узком месте фьорда  -  в проходе Дрёбак. Здесь норвежские береговые батареи с дистанции всего 500 метров открыли по фашистским кораблям ураганный огонь.  В течение  нескольких минут в крейсер "Блюхер", на котором держал  флаг  командующий  группой контр-адмирал Куметц, угодило около двадцати тяжелых снарядов. Нос корабля был разворочен, горел его самолетный ангар, но "Блюхер" продолжал  медленно  продвигаться  вперед. И тут, перекрывая грохот орудий, раздались два мощных взрыва: торпеды, выпущенные из скрытого в скалах берегового торпедного аппарата, угодили в борт фашистского корабля. Потеряв ход и управление, он пошел ко дну с большей частью команды и адмиралом на борту.
        Готовя захват важнейших портов и военно-морских баз Норвегии, немецко-фашистское   командование   создало шесть передовых отрядов, которые одновременно должны были нанести удары по Осло, Кристиансанну, Эгенсунну, Бергену, Тронхейму и Нарвику. В состав этих отрядов наряду с кораблями других классов были включены и шесть крейсеров. В операции против Осло, кроме "Блюхера",  действовал легкий крейсер "Эмден". В ударе по Тронхейму  участвовал  тяжелый  крейсер "Адмирал Хиппер", по Бергену - легкие крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг" по Кристиансанну - легкий крейсер "Карлсруэ". Для многих из них события этих двух апрельских дней оказались столь же роковыми, сколь и для "Блюхера"...
        Береговые батареи Бей-фьорда близ Бергена тоже  встретили  фашистские корабли огнем. И хотя их стрельба была менее точной, чем стрельба защитников Осло, крейсер "Кенигсберг" получил достаточно тяжелые повреждения, чтобы выйти из боя и немедленно возвратиться в Германию. Задержавшись в Бергене на сутки для ремонта,  фашистский  корабль  остался здесь навсегда: 10 апреля английская авиация нанесла по порту сильнейший бомбовый удар. Две бомбы угодили в "Кенигсберг", крейсер опрокинулся и затонул на месте стоянки.
        Легкому крейсеру "Карлсруэ",  возглавлявшему высадку десанта в военно-морской базе Кристиансанн, на первый взгляд повезло больше: несмотря на огонь береговых батарей, он все же высадил на берег солдат и в тот же вечер вместе с миноносцами вышел в обратный путь. Но неподалеку от гавани этот корабль натолкнулся на английскую подводную лодку "Труант" и получил торпеду в правый борт. Спасти крейсер не удалось: сняв команду, немецкие миноносцы добили его торпедами.
        Таким образом, норвежская операция оказалась губительной для крейсеров фашистских кригсмарине: в течение каких-нибудь двух суток на дно была отправлена  треть   всего  фашистского крейсерского  флота - три из девяти числившихся в списках крейсеров, построенных в промежутке между первой и второй мировыми войнами.
        По Версальскому мирному договору побежденная Германия получила право иметь  в  составе  действующих   сил шесть легких крейсеров. Первым немецким  военным кораблем среднего водоизмещения, построенным после заключения мира, стал легкий крейсер "Эмден" (134), сошедший на  воду в 1925 году. Это был заурядный корабль, мало  чем  отличавшийся  от  легких крейсеров типа "Эмден-II", строившихся в конце первой мировой войны: примерно такие же  водоизмещение, мощность, скорость и вооружение при несколько лучшей броневой защите.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ЭМДЕН",  ГЕРМАНИЯ, 1925 г.
Водоизмещение стандартное 5600 т, 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 46 000 л  с., скорость хода  29 узлов. Длина наибольшая 152,5 м, ширина 14,3, среднее углубление 5,35 м. Дальность плавания 18 узловым  ходом  5300 миль.
Бронирование: пояс 65-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76  мм  Вооружение:  8-150-мм  орудий,  3-88-мм зенитки, 4-37 мм зенитки, 4 торпедных аппарата.
        В дальнейшем этот корабль использовался  для  подготовки  офицерских кадров: с 1926 года до начала войны он совершил девять заграничных учебных плаваний. В то время как немецкая военщина готовила кадры для будущего флота, заправилы  германской промышленности в  обход требований стран-победительниц тайно готовились к открытой гонке вооружений. "Первый заказ на пушки, выполненный фирмой "Рейнметалл" после 1918 года, - хвастал в 1943 году один из ее руководителей, - был  предназначен   для крейсеров  "Кенигсберг",  "Карлсруэ", "Кельн", "Лейпциг" и "Нюрнберг". Мы выполнили этот заказ, к полному удовлетворению немецкого военного флота, и в то же время проложили путь в деле строительства в Германии трехорудийных башен".
        И  действительно  первые  в  истории германского флота трехорудийные башни появились именно на трех однотипных крейсерах - "Карлсруэ" (135), "Кенигсберг"  и "Кёльн",  спущенных на воду в 1927-1928 годах. На них же опробовалась  еще  одна  новинка - дизели для экономического хода.
        Два таких двигателя мощностью по 900 л. с. были установлены в общем помещении позади машинных отделений, и каждый из них через зубчатую передачу  и  гидравлическую  муфту можно было подключать к валу турбины.
ЛЕГКИЙ   КРЕЙСЕР   "КАРЛСРУЭ", ГЕРМАНИЯ, 1927 г.
Водоизмещение стандартное 6650 т, 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68000 л  с., мощность дизелей экономического хода 1800 л. с., скорость хода 32 узла. Длина наибольшая 174 м, ширина 15.1, среднее углубление 5,5 м. Дальность плавания 19 узловым ходом 5200 миль. Бронирование: пояс 76-102 ми, башни 76 мм, боевая рубка 76 мм.  Вооружение: 9-150-мм орудий, 6-88 мм зениток, 8-37 ми зениток, 12 торпедных аппаратов, 2 самолета. Всего построено 3.
Фото: Крейсер "Кельн".Фото с сервера www.warships1.com.

        Тогда считали, что, идя только на дизелях, крейсер  приобретет  большую дальность плавания. На практике же при этом все равно приходилось нередко держать в готовности и турбины. Когда же корабль шел на турбинах, крейсерские дизели оказывались лишним балластом.

Next page
Back