Page 1

1    2

СРАЖЕНИЕ У МЫСА МАТАПАН

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР  "БОЛЬЦАНО",  Италия, 1932 г.
Тяжелый  крейсер  «Больцано»  заложен 11 июня 1930 года, спущен на воду 31 августа 1932 года,  вступил  в строй  19 августа 1933 года
Водоизмещение стандартное 11065 т, полное 13885 т,  4  гребных  винта,  мощность турбозубчатых агрегатов 150000 - 173 772 л. с., скорость хода 36 узлов. Длина наибольшая 197 м, ширина 20.6, среднее углубление 6.1 м. Бронирование: пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни главного  калибра 100 мм.  Вооружение:  8 - 203- мм   орудий (максимальный угол возвышения 45", максимальная дальность стрельбы 31566 м), 12 - 100-мм зениток (с 1937-го - 16 100-мм зениток), 8-37-мм зениток, 8 - 13.2-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 2 самолета, 1 катапульта.
Принадлежал ко второй подгруппе тяжелых крейсеров типа "Тренто", отличаясь от них большей скоростью и дальнобойностью орудий главного калибра. С момента вступления Италии в войну участвовал во многих операциях на Средиземном море, пока 13 августа 1942 года не был тяжело поврежден торпедами английской подводной  лодки "Анброкен". Заключение перемирия между Италией н союзниками в сентябре 1943 года  застало "Больцано" на ремонте в Специи, и он попал в руки немцев.  21 июня 1944 года  был уничтожен в гавани одной из двух английских человекоторпед, доставленных к Специи итальянским торпедным катером.

        27 марта 1941 года английский самолет-разведчик радировал на свою базу в Александрии о появлении итальянских военных кораблей восточнее Сицилии. Он сообщил, что наперерез английскому конвою идет мощная эскадра. В ее составе линкор "Витторио Венето" - флагманский корабль адмирала Джакино, шесть тяжелых и два легких крейсера и тринадцать эсминцев. Получив это сообщение, командующий британским флотом на  Средиземном море адмирал Каннингхэм немедленно вышел из Александрии со своими главными силами, а из Пирея на соединение с ним двинулся  крейсерский  отряд. В распоряжении английского адмирала находилось, таким образом, три линкора, авианосец, четыре легких крейсера и двенадцать эсминцев.
        Утром 28 марта английские легкие крейсера обнаружили к югу от острова Крит итальянский передовой отряд из эсминцев и трех тяжелых крейсеров - "Триест", "Тренто" и "Больцано".
        Вступив с ними в перестрелку, англичане вынудили итальянцев начать отход к главным силам адмирала Джакино. Около 11 часов того дня залпы "Витторио Венето", сделанные с предельной дистанции, заставили английские крейсера ретироваться, но элемент внезапности уже был утрачен.  В 11.30  над итальянской эскадрой появились торпедоносцы с авианосца "Формидебл", и, хотя их атака была безуспешной, Джакино приказал своим кораблям отходить к базам. Расстояние между главными силами  противника  составляло 60 миль, и, если учесть   рекордную быстроходность итальянских кораблей, у англичан не было никаких шансов их настигнуть...
        Почти в течение четырех часов английские самолеты с "Формидебла" и с аэродромов на Крите безуспешно пытались атаковать итальянский  линкор. Англичане добились успеха только  в 15.00.  когда удары  пяти  самолетов-торпедоносцев достигли цели - вывели из строя гребные винты левого борта линкора. "Витторио Венето" на время потерял ход и управление. В 18.30, когда костяк второй крейсерской группы итальянцев - тяжелые  крейсера "Фиуме", "Зара" и "Пола", а также четыре эсминца - подошел к поврежденному линкору, расстояние между главными  силами  противника  составляло уже 40 миль...
        Построившись в ордер ПВО, итальянская эскадра уходила на запад, непрерывно подвергаясь атакам  английских торпедоносцев. В 19.30 тяжелые повреждения получил крейсер "Пола": он потерял ход. Как только стемнело, Джакино направил на поиски "Пола" тяжелые крейсера "Зара" и "Фиуме" в сопровождении четырех эсминцев с приказанием взять его на буксир и прикрыть отход. Эти корабли шли навстречу своей гибели, их командиры не знали, что англичане уже давно следят за ними на экранах своих радиолокаторов, о которых итальянские моряки в то время не имели еще никакого представления. И когда в 22.58 яркий луч прожектора   английского  миноносца осветил итальянские крейсера,  стволы их орудий все еще стояли в диаметральной  плоскости кораблей, они не были даже направлены в сторону противника.
        Линкоры стреляли почти прямой наводкой с дистанции 3 км. Из шести выпущенных 381-мм снарядов пять поразили цели: оба итальянских крейсера, не сделав ни единого выстрела, лишившись хода  и охваченные  пламенем, стояли, раскачиваясь на волнах. Через полчаса взорвался и исчез под водой "Фиуме". Еще через четыре часа эсминец  "Джервис"  торпедами  добил "Зару", а спустя еще два часа такая же участь постигла и "Пола": по нему выпустил свои торпеды  эсминец "Хавок".
        Это морское сражение, вошедшее в историю второй мировой  войны как сражение у мыса Матапан, получило высокую оценку Британского адмиралтейства: "Первая искусная координация морских операций и авиационных атак, благодаря которым преимущество вражеских кораблей в скорости было ликвидировано и наши главные силы смогли нанести удар по противнику". Нетрудно также понять, что львиная доля успеха этой операции обусловлена впервые примененным на море радиолокационным управлением  артиллерийским огнем. Таким образом, с марта 1941 года радиолокация и морская  авиация аннулировали преимущество в скорости кораблей, чему так много  внимания уделялось в итальянском флоте в промежутке между первой и второй мировой войнами.
        ...В начале 20-х годов расстановка сил на Средиземноморском театре была довольно сложной. Прежде всего здесь претендовала на господство Франция, раньше всех  стран   приступившая  к строительству  нового   послевоенного флота, основу которого должны составить легкие крейсера, быстроходные лидеры эсминцев, эсминцы и подводные лодки. Значительно вырос флот Испании, не принимавшей участия  в войне и все это время строившей новые линейные корабли, крейсера, миноносцы и подводные лодки. Не избежали новых веяний  в  строительстве флота и итальянцы. Они отказались от завершения линейных кораблей и сосредоточили усилия на создании миноносного флота и авиации. - Курс, взятый итальянским правительством,  должен был со временем привести к появлению воздушных эскадр, способных уничтожить   любой    неприятельский флот, осмелившийся вторгнуться в Средиземное море Но Вашингтонское морское  соглашение  изменило  взгляды итальянского правительства:  обуреваемый мечтой о превращении Средиземного моря в итальянское море, фашистский диктатор Муссолини  потребовал создания самых мощных, по тогдашним временам,  тяжелых   "вашингтонских крейсеров".
        Первыми из них были "Тренто" (137) и "Триест", заложенные  в 1925 году. Если  в  "вашингтонских  крейсерах", строившихся тогда во многих странах, бронирование и живучесть были принесены в жертву вооружению и скорости, то в итальянских тяжелых крейсерах типа "Тренто" эта диспропорция  достигла крайнего предела. Это были корабли весьма  изящных,  гармоничных архитектурных форм, снабженные рекордно мощной по тем временам машинной установкой - 150000 л. с. и развивавших рекордную же для таких крупных  кораблей  скорость - 35- 36 узлов. Спустя пять лет был заложен еще один тяжелый крейсер такого же типа. То был "Больцано", он отличался от головного корабля  более дальнобойными орудиями главного калибра и установкой, мощность которой можно было  форсировать   до 173000 л. с., достигая редчайшей для тех лет скорости 37-38 узлов.
Тяжелый крейсер "ТРЕНТО", Италия, 1927 г.
Водоизмещение  стандартное  (без топлива и воды для котлов ) 10500 т, полное 13500 т, 4 гребных винта, мощность паровых  турбин 150000 л. с., скорость хода 35 узлов. Длина наибольшая 196.96 м,  ширина  20.6, среднее углубление 5.9 м. Бронирование: пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни 100 мм. Вооружение:  8 -  203-мм  орудий (угол  возвышения 45 гр.,  максимальная  дальность стрельбы 28 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм  зениток,  8 - 13.2-мм  зениток, 8 торпедных аппаратов, 3 самолета, 1 катапульта. Всего построено 3 единицы.
        Но какой ценой приходилось расплачиваться за эти показатели! Толщина бортовой брони на первых итальянских тяжелых крейсерах достигала всего 75, а палубы - 50 мм. Неудивительно, что позднее в итальянском флоте, как и во многих других, возобладали более трезвые взгляды, и за первой серией крейсеров последовала вторая - "Зара" (138), "Фиуме", "Гориция" и "Пола", - с которой итальянские кораблестроители предприняли попытку устранить первоначальные недочеты. За счет снижения мощности  до 95-122 тыс. л. с. и скорости до 32-35 узлов бронирование крейсеров второй серии было усилено: толщина бортового пояса достигла 150, а палубы - 70 мм.
Тяжелый  крейсер "3АРА", Италия, 1930 г.
Водоизмещение стандартное 11500 т, полное 14200 т, 2 гребных винта, мощность паровых турбин 95-122000 л. с., скорость хода 32- 35 узлов.  Длина наибольшая 182.8 м, ширина 20,6б среднее углубление 5.9 м. Бронирование: пояс 150 мм, палуба 70 мм, боевая рубка 150 мм, башни 150 мм. Вооружение: 8 - 203-мм орудии (угол возвышения 45 гр., максимальная дальность 31.6 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм  зениток, 8 - 13,2-мм  зениток, 2 самолета, 1 катапульта. Всего построено 4 единицы.
Тяжелый крейсер "Пола", рисунок с сервера www.warships1.com.

Next page
Back