Page 2

1    2

        Эта тенденция ярко проявилась в 1916 году в проекте легкого  крейсера  "Суматра" (144), который, неся девять 150-мм орудий, мог в диаметральной плоскости, по носу и корме вести огонь одновременно 4-5 орудиями, а  на  каждый борт - 7 орудиями. Современные же "Суматре" английские и немецкие крейсеры по носу и корме могли вести огонь лишь 2-3, а на борт - 5 орудиями. Правда, такое усиление огневой мощи потребовало увеличения водоизмещения корабля почти в полтора раза. В конструкции "Суматры" заметно сильное  немецкое  влияние:  именно Германия поставляла для этих кораблей машины и главную  артиллерию.
        Всего по проекту "Суматры"  было заложено три корабля, но на воду в 1920 и 1921 годах сошли  только  два из них - "Суматра"  и  "Ява". Достройка их затянулась, и они вступили в строй только в 1925 году. К этому времени они уже не являлись сильнейшими легкими крейсерами в мире: строившиеся повсюду  по  вашингтонским нормам  крейсеры  значительно превзошли их как по водоизмещению, так и по огневой мощи.
Легкий  крейсер "Суматра", Голландия, 1920 г.
Водоизмещение стандартное 6670 т, 3 турбозубчатых агрегата мощностью 72000 л. с., скорость хода 31 узел.  Длина  наибольшая 152 м, ширина 16, среднее углубление 5.5 м. Дальность   плавания   12 узловым   ходом 4800 миль. Бронирование: пояс 51-76 мм, палуба 25-51 мм, башни 100 мм, боевая рубка 125 мм  Вооружение: 10-150-мм орудий, 6 - 40-мм зениток,  2  двухфунтовые  зенитные пушки, 4-12.7-мм зенитки, 12 мин, 2 самолета. Всего построено 2.
        На стапелях был заложен и третий корабль этого типа - "Целебес", но уже в процессе постройки он подвергся значительным изменениям. Сперва голландцы решили переделать "Целебес" в более легкий корабль, снизив его водоизмещение с 6670 т до 5250 т и вооружив шестью 150-мм орудиями в трех двухорудийных башнях. Однако эта попытка не удалась, и тогда они спроектировали совершенно новый корабль с более высокой скоростью, способный нести еще одно 150-мм орудие и самолет. В результате появился "Де Рейтер" (145) - весьма удачный легкий крейсер, который при одинаковой мощи бортового залпа нес на 3 орудия меньше, чем "Суматра", и развивал скорость на 2 узла больше.
        Спущенный  на  воду в 1935 году, "Де Рейтер" послужил прототипом для разработки двух новых кораблей "Эендрахт" и "Де Зевен Провинсиен", которые должны были в недалеком будущем заменить устаревшие "Суматру" и "Яву". От "Де Рейтера" эти крейсеры отличались большим  водоизмещением и числом орудий главного калибра.
Легкий крейсер "Де Рейтер", Голландия, 1935 г.
Водоизмещение стандартное 6442 т, полное 7548 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 66000 л. с.,  скорость  хода 32 узла.  Длина наибольшая 172 м, ширина 15.3, среднее углубление 5.45 м. Дальность  плавания  12-узловым ходом 5000 миль.
Бронирование: пояс 51-76 мм, палуба 32 мм, башни 51-100 мм, борная рубка 25 мм. Вооружение: 7-150-мм орудий, 10-40-мм зениток, 8-12.7-мм зениток, 1 кататульта, 2 самолета.
        Непрерывно ухудшавшееся международное положение в середине 30-х годов тревожило голландское правительство. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия  в  боевых действиях и что она будет втянута в войну. руководители флота приступили  к спешной  постройке новых боевых кораблей, считая главным потенциальным противником  Голландии  милитаристскую Японию. В числе первых заложенных в связи с этим кораблей были два легких крейсера - "Тромп" (146)  и "Якоб ван Хеемскерк".
        Начало созданию этих весьма удачных кораблей положило проектирование 2500-тонных лидеров, начатое еще в 1931 году. Однако, когда в Нидерландах стало известно о том, что у японцев появились крупные и хорошо вооруженные эсминцы, голландцы решили усилить  свои  миноносные силы введением в строй быстроходных легких крейсеров, способных действовать с эскадрами эсминцев. Именно такими крейсерами и были – "Тромп" и "Якоб ван Хеемскерк". По мнению некоторых специалистов, они оказались одними из самых удачных легких крейсеров периода второй мировой войны.
Легкий крейсер "Тромп", Голландия, 1937 г.
Водоизмещение стандартное 5787 т, полное 7548 т, 2 турбозубчатых агрегата  мощностью 56000 л. с.,  скорость хода 33,5 узла. Длина наибольшая  132 м,  ширина  12.4,  среднее углубление 4.36 м. Бронирование: пояс 16 мм, главная палуба 25.4 мм, нижняя палуба 25- 16 мм, башни 16 мм,  боевая  рубка  12- 25 мм. Вооружение: 6-150мм орудий, 8-40-мм зениток, 4 - 12,7 мм зенитки, 6 торпедных аппаратов,  1  самолет. Всего  построено 2.
        Одновременно голландцы начали разработку проектов трех необычных линейных крейсеров,  которые  должны были своими высокими боевыми качествами  компенсировать  отсутствие  в составе голландского  флота  "вашингтонских  крейсеров". Предназначенные не для линейных сражений, а для борьбы с японскими тяжелыми крейсерами, эти   корабли   при   водоизмещении 28318 т должны были развивать скорость 34 узла, нести 254-мм броневой пояс, 127-мм палубу и 305-мм башни, девять 280-мм  и  двенадцать 119-мм орудий. Не имея опыта  в  постройке столь сложных кораблей, Голландия надеялась заказать машины  и  главную артиллерию в Германии.  После  того как переговоры в Берлине сорвались, голландцы обратились  к  Италии. Но прежде чем из Рима пришел ответ, фашистские войска в мае 1940 года вторглись в Нидерланды.
        Исход кампании решился в течение нескольких дней на суше, так что голландскому флоту не пришлось участвовать в боевых действиях в водах Европы. Недостроенный "Якоб ван Хеемскерк" удалось отбуксировать в Портсмут, и в руки немцев попали только стоявшие на стапелях корпуса легких крейсеров  "Эендрахт" и  "Де Зевен Провинсиен"...
        После оккупации Голландии фашистскими войсками и бегства королевской семьи с правительством в Лондон в составе рассеянного по миру голландского флота осталось всего четыре боеспособных легких крейсера: "Суматра", "Ява", "Де Рейтер" и "Тромп". Кроме того, англичане в ходе войны достроили и ввели  в  состав  действующего флота "Якоб ван Хеемскерк", переделав его в крейсер ПВО, вооруженный английскими зенитными орудиями.
        "Суматра" была разрушена, а "Ява" и "Де Рейтер" уничтожены  японцами в бою 27 февраля 1942 года.
        Больше повезло "Тромпу" и "Якобу ван Хеемскерку", которые действовали на Дальнем Востоке вместе с союзниками до конца войны и состояли в списках голландского  военно-морского флота до 1950-х годов.

Prev. page
Back