Page 1

1    2

"СЕМНАДЦАТОГО В СЕМНАДЦАТЬ. ДИРЕКТОР"

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР  "КРАСНЫЙ КАВКАЗ", СССР, 1932 г.
Легкий  крейсер   заложен  в  Николаеве 31 октября 1913 года, спущен на воду 21 июля 1916 года под названием "Адмирал Лазарев" , Вступил в строй Советского флота  в 1932 году.
Водоизмещение  8000 т, 4 гребных  винта, мощность паровых турбин 50000 л. с., скорость  хода  29 узлов.   Длина  наибольшая 158.4 м, ширина  15.4б  среднее  углубление 6,1 м. Бронирование: нижний  пояс  76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм.
Вооружение: 4-180-мм орудия,  12-100-мм зениток, 2-76-мм зенитки, 4-45-мм  зенитки,  8-37-мм зенитки, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 100 мин, 1 самолет, 1 катапульта.
Однотипный с крейсерами "Красный Крым" и "Червона Украина",  "Красный  Кавказ" подвергся   основательной     модернизации. Вместо 15 130 мм орудий с броневыми щитами на нем были установлены четыре новейших 180-мм дальнобойных  орудия,  управляемых системой  центральной  наводки.  Благодаря этому четыре орудия  "Красного  Кавказа" могли выпускать в минуту  не меньше  металла, чем 15  прежних  орудий,  причем с огромной точностью и на большее расстояние. Больнее внимание било  уделено  зенитной артиллерии:   в  результате  водоизмещение крейсера увеличилось до 8000 т, а  скорость снизилась на пол-узла.
До вступления в строй  новых  крейсеров типа "Киров"  "Красный Кавказ"  оставался самым совершенным и самым  сильным  из советских легких крейсеров. В годы войны он не раз прорывал блокаду и доставлял в Севастополь подкрепление и вооружение. В конце 1941 года "Красный Кавказ" ворвался в занятую фашистами Феодосию, ошвартовался под огнем и высадил десант.  После войны  был учебным кораблем.

        "СЕМНАДЦАТОГО В СЕМНАДЦАТЬ. ДИРЕКТОР"
        Десятки телеграмм такого содержания,   отправленных  утром  17 июля 1936 года из французского города Байона, были в тот же день получены в нескольких городах Испании и испанского Марокко. Это был сигнал к офицерскому мятежу против республиканского правительства Испании, по которому мятежники к вечеру того же дня захватили Мелилью, Сеуту и Тетуан на северном побережье Африки. На следующий день, 18 июля, мятеж перебросился на территорию самой Испании: он вспыхнул в Севилье, охватил всю Андалузию и ряд районов на северо-западе страны.
        В руках мятежников оказалось несколько боевых кораблей, в числе которых были близкие к завершению новейшие тяжелые крейсеры "Канариас" и "Балеарес".
        Возможность действий этих крейсеров против идущих из портов Советского Союза транспортов с оружием и боеприпасами беспокоила Н. Г. Кузнецова, известного советского военачальника, советника по военно-морским вопросам, и он часто обсуждал эту проблему с М. Буиса - бывшим капитаном вспомогательного  судна, поставленным во главе командования республиканским флотом. "Я очень осторожно, чтобы не задеть самолюбия комфлота, спросил, как, по его мнению, лучше всего действовать, если республиканская эскадра встретит оба крейсера мятежников. Буиса заявил, что он не боится такой встречи и атакует корабли противника с разных направлений крейсерами и эсминцами. Забегая вперед, следует отметить, что он так и действовал, когда такая встреча произошла..."
        Это случилось в ночь с 5 на 6 марта 1938 года к северо-востоку от Картахены близ мыса Палое. Эскадра мятежников - крейсеры  "Балеарес",  "Канариас", "Альмиранте Сервера" и 4 эсминца - вышла в море, чтобы навязать бой и уничтожить  республиканскую эскадру - крейсеры "Либертад", "Мендес  Нуньес"   и   9  эсминцев. В 0.40 эсминец республиканцев "Санчес" обнаружил  франкистские корабли и, сообщив об этом флагману, дал по ним двухторпедный залп. Атака оказалась безуспешной, и эскадры разошлись. Мятежники  стремились  выйти из под удара, а республиканцы жаждали сближения и боя.
        В 2.15 эскадры снова сблизились, и республиканские   эсминцы  "Санчес", "Антекера" и "Лепанто" выпустили соответственно 4, 5 и 3 торпеды по вражеским крейсерам, а "Либертад" вступил в артиллерийскую перестрелку  с "Балеаресом"  и  "Канариасом".  Она была прервана страшным взрывом: три торпеды "Санчеса" угодили в "Балеарес",  над  которым  тут же взвился столб пламени и дыма. Одна торпеда "Лепанто" тоже достигла цели, повредив "Канариас". Франкистская эскадра начала поспешно отходить, бросив на произвол судьбы охваченный пламенем флагманский крейсер. Он затонул через несколько часов. Патрулировавшим поблизости английским кораблям удалось поднять с воды всего 200 человек из команды "Балеареса", ставшего первым   в   истории  "вашингтонским крейсером", уничтоженным в бою. Этому же кораблю принадлежит и другой "рекорд": от момента его вступления в строй до гибели прошло всего чуть более года...
        В то время как большинство европейских держав истощало свои силы и ресурсы в сражениях империалистической войны, не участвовавшая в ней Испания, переоборудовав свои порты и верфи, приступила  к  лихорадочной постройке нового, современного  флота. К началу мировой войны вступили в строй три линкора-дредноута  и  были намечены планы постройки трех весьма совершенных по тем временам легких крейсеров. Первым из них сошел на воду крейсер "Регина Виктория Евгения" - изящный  трехтрубный  корабль водоизмещением 5590 т, вооруженный девятью 150-мм орудиями и развивавший скорость 26 узлов. Через два-три года за ним последовали примерно такие же, но более легкие и мощные "Блас де Леро" и "Мендес Нуньес":  при  водоизмещении 4725 т они развивали 29 узлов.
        После них по программе 1915 года намечалась постройка одного  легкого крейсера "Принсипе Альфонсо", спроектированного под  руководством  известного английского кораблестроителя, создателя  дредноута,  сэра  Филиппа Уаттса, который взял за прототип английский легкий  крейсер  типа "Эмеральд". Но потом было решено построить еще два  таких  корабля - "Альмиранте Сервера" (142) и "Мигуэль Сервантес". Все они были спущены на воду в 1925 году.
Легкий  крейсер  "Альмиранте  Сервера", Испания, 1926 г.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) 7475  т,  полное  9297  т, 4 гребных винта, мощность турбин 83000л. с., скорость хода 33-35.2 узла.  Длина  между перпендикулярами  177 м, ширина  16.4  м, среднее углубление 6,0 м. Дальность плавания 15-узловыи ходом 5000 миль.  Бронирование: пояс 38-76 мм, палуба 25-50 мм, боевая рубка 152 мм. Вооружение: 8-152 мм орудия, 12-88-мм зениток, 16-37-мм зениток, 6 торпедных аппаратов, 1 катапульта, 1 самолет. Всего построено 3.
        Через три года Испания приступила к постройке  "вашингтонских  крейсеров": не участвуя  в  подписании Вашингтонского   морского   соглашения, она тем не менее сочла для себя выгодным   использовать  установленные  этим соглашением нормы. Первый испанский "вашингтонский крейсер" "Канариас" (143) сошел на воду в 1931 году, второй - "Балеарес" - в  1932  году. В строй флота они должны были вступить к 1935 году, но получилось иначе...
Тяжелый  крейсер  "Канариас",  Испания, 1931 г.
Водоизмещение стандартное 10000 т, полное 12230 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 90000 л. с., скорость хода 33-34 узла. Длина между  перпендикулярами   194 м,  ширина 19.5 м, среднее углубление 5.5 м. Дальность плавания 10-узловым ходом 8000 миль. Бронирование: пояс  50-38 мм,  палуба 20 мм, погреба 102 мм, боевая рубка 25 мм. Вооружение: 8-203-мм орудий, 8-120-мм зениток, 8 - 40-мм зениток, 12 торпедных  аппаратов, 2 бомбомета, 1 катапульта, 2 самолета. Всего построено 2.
        Когда 18 июля 1936 года в Испании вспыхнул  мятеж, флот не поддержал франкистов:  команды кораблей легко подавили  сопротивление офицеров  и заявили о своей верности республике. Но в руки франкистов попали крейсеры, находившиеся в Ферроле.
        В конечном итоге из семи испанских крейсеров ("Блас де Леро" погиб  в 1932 году) три сражались на стороне республики - "Либертад" (бывш. "Принсипе Альфонсо"), "Мигуэль Сервантес" и "Мендес Нуньес", а четыре оказались в лагере мятежников - "Канариас", "Балеарес", "Альмиранте Сервера" и "Республика"  (бывш.  "Регина Виктория Евгения"), переименованная в "Наварру". Позднее,  после  падения республики, "Либертад" получил новое название - "Галисия".
        Следующее  за   испанским флотом место в предвоенной западной Европе занимала Голландия. Будучи тогда третьей колониальной державой мира, эта страна содержала два совершенно различных флота.  Один  предназначался для охраны метрополии и состоял  в основном из кораблей,  необходимых для защиты побережья. Другой  должен был действовать в колониях, главным образом в Нидерландской Индии, как тогда называли Индонезию. Особенность этого морского  театра  состояла в том, что он представлял собою цепь крупных и мелких островов, охрана берегов которых и защита коммуникаций были немыслимы без военно-морских сил.
        Голландцы не участвовали в первой мировой войне и имели возможность основательно и без спешки разрабатывать  свой  собственный, весьма специфический тип легкого крейсера. Понимая, что главным противником их дальневосточного флота будет, по всей вероятности,  японский флот, голландцы начали уделять большое внимание огневой мощи своих крейсеров.

Next page
Back