Page 1

1    2

КОНЕЦ "НЕПОТОПЛЯЕМОЙ" ЭСКАДРЫ

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР  "МИОКО",  ЯПОНИЯ, 1927 г.
Тяжелый крейсер "Миоко" спущен в Йокосуке в 1927 году.
Водоизмещение стандартное 13380 т, 4 гребных винта, мощность  турбин  130250 л. с., скорость хода 33.75 узла. Длина между перпендикулярами 192 м, ширина  20.7, среднее углубление 6.32 м. Бронирование: пояс 102 мм, палуба 67-127 мм, башни 76 мм. Вооружение: 10 203-мм орудий,  8 127-мм  зениток, 8 25-мм зениток, 4 13- мм зениток, 16 торпедных труб, 3 самолета. Всего было построено четыре таких корабля:  "Миоко",  "Хагуро", "Наки" и "Асигара".
В 1936 году все они прошли модернизацию. Модернизированный  "Асигара"  представлял японский флот на коронации Георга  VI  в Спитхеде. В 1944 году число  25 мм зениток было увеличено до 32, а потом до 52. Число же торпедных труб уменьшено  до 8  и установлены радары. "Хагуро" и "Асигара" уничтожены англичанами,  "Наки" - американцами,  "Миоко", после тяжелых повреждений выведенный из строя, капитулировал в 1945 году.

        "А вот и он!" - Лейтенант Фрейзер оторвался от окуляра перископа и, подвинувшись, дал остальным членам экипажа карликовой  подводной  лодки ХЕ-3 взглянуть на появившуюся цель: японский  тяжелый  крейсер  "Такао". Поврежденный  23 октября 1944 года торпедой   американской   подводной лодки "Дартер",  этот корабль был отправлен в Сингапур и теперь, в июле 1945 года, отдав  якорь на самом мелком месте в проливе Джохор, угрожал своими орудиями  британским силам, готовившимся  вторгнуться в Малайю.
        Операция по ликвидации этой мощной плавучей батареи началась еще в феврале 1945 года, когда из Англии в Бруней на Борнео вышла плавучая 6аза "Бонавенчер" с несколькими  карликовыми подводными лодками на борту. Оставшийся отрезок пути к восточному  входу в Сингапурский   пролив ХЕ-3 прошла на буксире за подводной лодкой  "Стиджиен".  Преодолев  последние 40 миль своим ходом, ХЕ-3 в два часа дня 31 июля 1945 года обнаружила свою цель. Операция "Страгл" вступила в свою завершающую фазу...
        Следуя за японским сторожевым катером, суденышко лейтенанта Фрейзера легко проскользнуло в ворота сетевого  ограждения  и  буквально на брюхе поползло к громаде крейсера: глубина в этом месте едва достигала четырех метров во время полного прилива. "Такао" стоял поперек впадины пролива, так что при отливе его нос и корма почти касались грунта, в то время как под средней  частью  корпуса оставалась узкая щель. Вот в нее-то и решил проникнуть на своей лодке лейтенант Фрейзер,  чтобы прикрепить к днищу крейсера магнитные мины.
        В 3 часа дня ХЕ-3 достигла прохода между  каменистым  грунтом и густо обросшим  ракушками и водорослями днищем крейсера.  Водолаз  Мадженнис,  протискиваясь сквозь люк шлюзовой камеры,  повредил скафандр, и пузырьки  кислорода,  вырывающиеся на  поверхность,  демаскируя  лодку, еще больше усложнили и без того нелегкую задачу. Ему предстояло извлечь из наружных контейнеров шесть магнитных мин и прикрепить их к днищу "Такао".  Но оно обросло таким толстым слоем ракушек, что Мадженнису понадобилось полчаса на расчистку ножом места для  прикрепления.  Установив взрыватель мин на 6 часов вечера, водолаз с трудом вернулся в лодку в состоянии полного изнеможения. Тем временем  остальные члены экипажа, действуя изнутри лодки, освободили ее от четырех тонн  взрывчатки, которая, упав на дно у скулы крейсера, должна была  сдетонировать  при взрыве мин.
        Благополучно   проделав   обратный путь, лодка-малютка у выхода из Сингапурского пролива вышла на рандеву со "Стиджиеном", и ее моряки, бодрствовавшие 52 часа, проспали большую часть  четырехсуточного  перехода до Брунея. И только здесь они узнали о том, что 31 июля ровно в 6 часов вечера сильнейший взрыв потряс берега пролива Джохор,  проделав в днище "Такао" пробоину размером 18 на 9 м и уничтожив часть его орудий. Один из немногих уцелевших до 1945 года японских крейсеров был окончательно выведен из строя...
Тяжелый  крейсер  "Такао",  Япония, 1930 г.
Водоизмещение стандартное 13 160 т, 4 гребных винта, мощность  турбин 133100 л. с., скорость хода 34.25 узла. Длина между перпендикулярами  193 м,  ширина  20.7, среднее углубление 6.5 м. Бронирование:  пояс 76-102 мм, палуба 76 мм, башни 76 мм, погреба 127 мм.  Вооружение: 10 203-мм орудий, 8 127-мм зениток, 8 25-мм зениток, 4 13-мм зенитки, 16 торпедных труб, 3 самолета. Всего построено четыре единицы.
        Еще в 1929 году, когда лихорадочное строительство  "вашингтонских крейсеров" достигло кульминации, известный английский военно-морской справочник "Джейнс файтинг шипс" отметил недостаточную тактическую обоснованность этого типа кораблей. "Вряд ли какая-либо из держав избрала  бы для постройки  типы  крейсеров,  подобные "Кенту",   "Пенсаколе",   "Наки"  или "Турвилю", если бы проектирование их было  свободно от нормирования, - указывалось в статье. - Предоставленные сами себе,  эти  державы  предпочли бы избрать тип крейсера, наиболее  соответствующий  их  национальным  потребностям  при  выполнении многообразных задач,  ложащихся на крейсеры, однако до настоящего времени все державы связаны особым видом  «конкурирующей  близорукости". Справедливости ради отметим, что эти слова в наименьшей степени  относились к японским тяжелым крейсерам...
        И действительно, при проектировании тяжелых крейсеров во Франции, Англии, США и Италии все время имелись в виду действия на океанских  торговых путях. Так, французы,  разрабатывавшие свои тяжелые крейсеры в период  обострения  англо-французских отношений,   предназначали  их  для уничтожения английских  торговых судов. Англичане ответили на это тяжелыми крейсерами, призванными защищать коммуникации; быстроходность и бронирование они принесли в жертву дальности   плавания и мореходности. Для борьбы с английскими крейсерами американцы спроектировали  тяжелые крейсеры, которые несли большее число орудий, имели больший вес бортового залпа и большую скорость хода. Итальянцы проектировали свои  тяжелые крейсеры для охраны средиземноморских коммуникаций  от нападения французских  "вашингтонских  крейсеров". И лишь японцы с самого начала отказались от такого взгляда и создали мощный "вашингтонский крейсер" с отличным артиллерийским и торпедным вооружением и бронированием, предназначенный не для операций на коммуникациях, а для истребления вражеских крейсеров того же класса. И, как ни парадоксально, прототипом для этих кораблей послужил крейсер, размерами и водоизмещением не превосходивший лидер эсминцев.
        Крейсер "Юбари", спроектированный вице-адмиралом Я. Хирагой, имел водоизмещение всего 2890 т, но нес при этом 50-мм броневой пояс, необыкновенно мощную  артиллерию - шесть 140-мм орудий - и развивал весьма высокую скорость - 35,5 узла.
        Будучи  участницей  Вашингтонского морского соглашения, Япония согласилась на ограничение суммарного тоннажа своих тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь "втиснуть"  в  эту величину максимальную  огневую мощь, японские конструкторы поначалу попытались создать предельно  легкие корабли с максимальным артиллерийским вооружением.   Ими  стали  "Фурутака" (147)  и  "Како".   Спущенные  в 1925 году,  они  при  водоизмещении 7100 т должна были нести шесть 203-мм орудий, 76-мм броневой пояс и 51-мм палубу. Однако уложиться в такое водоизмещение не удалось,  и первые японские тяжелые крейсеры получились 9150-тонными.
Тяжелый крейсер "Фурутака", Япония, 1925 г.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) 9150 т, 4 гребных  винта, мощность турбин 103340 л. с., скорость хода 33 узла. Длина  между  перпендикулярами 177 м, ширина 17, среднее углубление 5.65 м. Бронирование:  пояс 76 мм, палуба  51 мм, башни 127 мм. Вооружение: 6 203-мм орудий, 4 119-мм зенитки, 8 25-мм зениток,  4 13-мм зенитки, 8 торпедных труб, 2 самолета. Всего построено две единицы.
        За ними  в 1926 году  последовали "Аоба" и "Кинугаса" - усовершенствованные "Фурутаки": 203-мм орудия на этих кораблях были установлены не в одно-, а в двухорудийных  башнях,  а  76-мм зенитки заменены 120-мм. При стандартном   водоизмещении  9380 т эти корабли развивали 33,3 узла и несли шесть 203-мм орудий, восемь торпедных труб, броневой пояс в 76 мм и палубу в 51 мм.
        Поняв, что стремление к максимальному облегчению  кораблей  ведет к снижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил  полностью   использовать лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль -10 тыс. т. Так появились знаменитые японские  крейсеры,  объявленные  "непотопляемыми", - "Миоко", "Наки", "Хагуро" и "Асигара".

Next page
Back