Page 1

1    2

В ОГНЕ ТИХООКЕАНСКИХ СРАЖЕНИИ

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР  "БРУКЛИН", США, 1936 г.
Легкий  крейсер  "Бруклин"  заложен   в Ньюпорт Ньюс 12 марта 1935 года,  спущен на воду  30 ноября  1936  года,  вступил  в строй 30 сентября 1937 года.
Водоизмещение  стандартное - 9700  т,  полное - 12700 т,  4 турбозубчатых агрегата мощностью 10000 л. с., скорость хода-32,9 узла. Длина  наибольшая - 186  м,  ширина - 18.8, среднее углубление - 5.95 м.  Бронирование: пояс - 37-127  мм,  траверсы - 102-127  мм, главная палуба - 76 мм,  нижняя палуба - 63  мм,  башни - 127 мм,  боевая  рубка - 165  мм.  Вооружение:  15  152-мм  орудий, 8  127-мм  зениток,  4  3-фунтовые  пушки, 8 12,7-мм зениток, 2 катапульты, 4 самолета. Всего построено 9 несколько различающихся между собой единиц: "Бруклин", "Филадельфия",  "Саванна",  "Нэшвилл",  "Феникс", "Бойз", "Гонолулу", "Сент-Луис" и "Хелена".
Все эти  корабли  участвовали,  в  боевых действиях с первых же дней войны. Из всех кораблей серии в годы войны погиб только один - "Хелена".
В 1951 году шесть крейсеров были проданы за  10% от  первоначальной  стоимости  южноамериканским   государствам.   "Бруклин" и "Нэшвилл"  стали  чилийскими   "О Хиггинсом" и "Капитаном Праттом",  "Филадельфия" и "Сент-Луис" - бразильскими "Барросо" н "Тамандаре",  "Феникс" и "Бойз" - аргентинскими  "Децисенте  де  Октубр"  и "Нуэве де Юлио". Остальные два - "Гонолулу"  и  "Саванна" - пошли  на  слом  в 1960 году.
Фото: Крейсер "Бруклин" в море.
Фото: Крейсер "Бруклин" в довоенный период

        Поздним утром 24 октября 1944 года над американским авианосцем "Принсетон" появился одиночный  японский бомбардировщик типа "джуди". По нему открыли огонь, но самолет, войдя в пике, сбросил с высоты 300 м одну лишь 220-кг бомбу. Дорого обошлась она американскому флоту!
        В войну такое попадание считалось ординарным, и командир авианосца поначалу воспринял его только как досадную временную помеху взлету самолетов  с  палубы  "Принстеона" на бомбардировку японской эскадры адмирала Куриты, шедшей через море Сибуян к острову Лейте. Однако с самого начала все пошло не так, как ожидал командир.  Пробив  полетную палубу, бомба взорвалась в ангаре, где стояли шесть полностью снаряженных для взлета торпедоносцев, баки которых были заправлены бензином. Из ангара повалил густой черный дым.
        Несмотря на пожар и взрывы, "Принсетон" оставался на ровном киле, и это давало его командиру надежду, что корабль удастся спасти. Эсминцы подбирали из воды матросов авианосца и вместе с крейсерами "Рено" и "Бирмингэм" пытались спасти корабль.
        Когда с "Бирмингэма" удалось завести на авианосец буксирный трос, крейсер находился от "Принсетона" в 15 м под углом 30 градусов к диаметральной плоскости его корпуса. На верхней палубе было множество людей, принимавших участие в работах. Все шло как будто на лад, но в 15 часов 23 минуты раздался сильнейший взрыв, почти напрочь оторвавший кормовую часть авианосца.
        Как  ни  велики  были человеческие жертвы от взрыва авиабомб на "Принсетоне", на крейсере "Бирмингэм" они оказались еще больше 229 человек были убиты наповал, 420 ранены, причем более половины из них тяжело.
        Так, одна-единственная бомба в сочетании с рядом случайностей и опрометчивых решений привела  к  гибели авианосца  и  тяжелейшим повреждениям крейсера  "Бирмингэм" - представителя крупнейшей в истории мирового кораблестроения (27 единиц) серии крейсеров типа "Кливленд".
Фото: Крейсер "Бирмингем" рядом с авианосцем "Принсетон".
        "В кораблестроении, равно как и во многих других сферах, мы действуем порывами, - пишут известные американские авторы Денлингер и Гери. - История наших морских сил представляет собой ряд периодов интенсивного строительства, сменяемых долгими периодами летаргии". И действительно, с 1908 до 1918 года США не заложили ни одного крейсера:  зато  в  1918-1920 годах началось сооружение сразу десяти легких крейсеров типа "Омаха". Затем снова наступил период шестилетнего затишья, прерванный в 1926 году закладкой двух первых  американских "вашингтонских" крейсеров "Солт-Лейк Сити" и "Пенсакола".
        По своим тактико-техническим данным эти корабли, сошедшие на воду в 1929 году, походили на японские тяжелые крейсеры: характерный для американского флота гладкопалубный корпус при стандартном  водоизмещении 9100 т нес десять 203-мм орудий в четырех башнях  (2  двухорудийные  и 2 трехорудийные), и развивали скорость 32,5 узла. Бронирование: пояс по ватерлинии толщиной 76 мм, две броневые палубы в 51 и 25 мм, башни и барбеты 37 мм и боевая рубка 203 мм.
Фото: Крейсер "Солт-Лейк Сити", 23 августа 1935 года.
Фото: Крейсер "Пенсакола", конец тридцатых годов
        Сразу же вслед за этими двумя кораблями в том же 1919 году сошли на воду шесть примерно таких же, но несколько усовершенствованных тяжелых  крейсеров  типа  "Нортхемптон": "Нортхемптон",  "Августа",  "Честер", "Чикаго", "Хьюстон"  и  "Луисвилл". Не отличаясь от своих предшественников ни скоростью хода, ни бронированием, эти корабли имели более высокий полубак и несли по девять 203-мм орудий в трех трехорудийных башнях.
        В 1931-1932 годах были достроены еще два тяжелых крейсера - "Портленд" и "Индианаполис". Как раз в это время стало известно, что на французских "сюффренях", итальянских "зара" и спроектированных в Англии испанских "канариасах" бронирование усиливалось за счет некоторого снижения скорости. Английский, американский и японский флоты последовали этим веяниям и тоже начали усиливать бронирование тяжелых крейсеров. Как раз "портленды" и были первыми такими кораблями в американском флоте.   При стандартном водоизмещении 9800 т они развивали скорость хода 32,75 узла и несли по девять 203-мм орудий.
        Завершили линию развития американских   "вашингтонских"   крейсеров семь кораблей типа "Новый Орлеан" - "Астория", "Миннеаполис", "Новый Орлеан" (152), "Квинси", "Сан-Франциско", "Тускалуза" и "Винсеннес", с которыми в европейских флотах могли сравниться лишь французский "Алжир" и немецкий "Адмирал Хиппер". Последний крейсер этой серии сошел на воду в 1936 году, когда действие морских соглашений близилось к окончанию и все ведущие  капиталистические  державы готовились стать на путь неприкрытой гонки вооружений.
ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР  "НОВЫЙ  ОРЛЕАН", США, 1933 г.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) -9850 т, полное -13100 т, 4   турбозубчатых  агрегата  мощностью 107000 л. с., скорость хода - 32.75 узла. Длина наибольшая - 179 м, ширина - 18.6, среднее углубление - 6.8 м.  Бронирование: пояс - 37-127 мм, траверсы - 127 мм, главная палуба - 76 мм, нижняя палуба - 51 мм, башни - 76-127 мм,  боевая рубка - 203 мм. Вооружение: 9 203-мм орудий, 8 127-мм зениток, 2 3-фунтовые пушки, 8 12.7-мм зениток, 2 катапульты, 4 самолета.   Всего построено 7 несколько различающихся   между собою единиц.
Фото: Крейсер "Новый Орлеан" в период WW2
Фото: Крейсер "Миннеаполис" после попадания торпеды. Декабрь 1942 года.
        В прошлом номере рассказано о том, что японцы, выбрав к началу 30-х годов  квоту  водоизмещения  тяжелых крейсеров, создали  легкий  крейсер "Могами", который в любой  момент можно было превратить в тяжелый заменой пятнадцати 155-мм орудий десятью 203-мм. Не подозревая об этом тайном умысле  японцев,  американцы ответили  на  создание "Могами" постройкой девяти эквивалентных им легких крейсеров,  вооруженных  пятнадцатью  152-мм орудиями:  "Бруклин", "Филадельфия", "Саванна", "Нэшвилл", "Феникс", "Бойз", "Гонолулу",  "Сент-Луис" и "Хелена", из которых два последних несколько отличались от всех других. "Вичита" (правильнее, видимо, "Уичита", прим. Dmitriy Andreev) - восьмой тяжелый крейсер типа "Новый Орлеан" - достраивался как модификация "Бруклина", отличаясь от него калибром главной артиллерии и несколько иным расположением  универсальных   орудий. При стандартном размещении 9374 т "Вичита" развивал скорость 32,5 узла, нес пояс толщиной до 127 мм и девять 203-мм пушек
Фото: Крейсер Wichita, май 1940 года.
        Во вторую мировую войну, которая для Западной Европы началась в сентябре 1939 года, американский флот вступил с острым дефицитом  легких крейсеров.  И это побудило США  в полной мере использовать время для проектирования новых кораблей. Прежде всего были заложены легкие крейсеры,  знаменующие  собой  полный отход от американской линии развития крейсеров. Вместо 10000 т водоизмещения  и  152-мм  орудий "Атланта" (153), "Джуно", "Сан-Диего" и "Сан-Хуан" имели 6000 т и были вооружены шестнадцатью 127-мм универсальными орудиями. Американские варианты английских "дидо", эти корабли предназначались для борьбы с японскими эсминцами. Спущенные на воду до японского нападения на Пирл-Харбор, они начали поступать на вооружение уже после вступления США во вторую мировую войну.
ЛЕГКИЙ   КРЕЙСЕР    "АТЛАНТА", США, 1941 г.
Водоизмещение  стандартное - 6000 т, полное - 8100  т,  4  турбозубчатых  агрегата мощностью  75000  л. с.,  скорость  хода - 33 узла. Длина наибольшая - 165 м,  ширина - 16.3, среднее углубление - 6.5 м. Бронирование:  пояс - 88 мм,  траверсы - 76 мм, главная палуба - 51 мм,  нижняя палуба - 51 мм, башни - 37 мм, боевая рубка - 95 мм. Вооружение:  16 127-мм универсальных  орудий,  12 28-мм  зениток,  8 20-мм  зениток, 8 торпедных труб. Всего построено 4 несколько различающиеся между собой единицы.
Фото: Крейсер "Атланта", октябрь 1941 года
        Дальнейшим   развитием этого типа стали семь крейсеров ПВО: "Окланд", "Рено", "Флинт", "Таксон", "Джуно II", "Спокэйн II" и "Фресно", которые при водоизмещении 6000 т развивали скорость  33 узла  и  несли  двенадцать 127-мм универсальных орудий.

На странице использованы фотографии с американского сайта WWW.NAVSOURCE.ORG

Next page
Back