Page 1

1    2

В БОЯХ ЗА РОДИНУ

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР  "ЧЕРВОНА  УКРАИНА",  СССР,  1927  г.
Легкий крейсер "Адмирал Нахимов" заложен в Николаеве 3 октября 1913 года, спущен на воду 6 ноября 1914 года. 7 декабря 1922 года Реввоенсовет республики постановил переименовать крейсер "Адмирал Нахимов" в "Червону Украину".
Водоизмещение 6934 т.  4  гребных винта, мощность паровых турбин 50000 л. с., скорость хода  29.5 узла.  Длина  наибольшая 158.4 м, ширина  15.3,  среднее  углубление 6.5 м. Дальность плавания 14-узловым ходом 3700 миль. Бронирование: нижний пояс 76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм,  башни 76 мм.
Вооружение:  15-130-мм  орудий,  8-75-мм зениток, 2 торпедных аппарата, 100 мин.
"Червона Украина" - один из четырех легких крейсеров, заложенных на Черном море накануне первой мировой войны,  к  концу 1917 года  готовность крейсера составляла 90%, однако революция и гражданская война задержали его достройку. Лишь в декабре 1922 года VII Всеукраинский съезд Советов постановил: "В целях закрепления братской связи между Советской Украиной и Красным Черноморским флотом...  VII  съезд  поручает  будущему ВУЦИКу (Всеукраинский  Центральный  Исполнительный Комитет) принять шефство над крейсером "Нахимов"... и принять  меры  к окончанию   его  достройки  в  кратчайшие сроки".
В дореволюционный проект корабля  были внесены  некоторые  усовершенствования  - параваны, оборудование для гидросамолетов, усиление зенитного оружия. К лету 1926 года работы закончили, а 21 марта 1927 года крейсер вступил в строй советского флота.
На этом корабле проходило службу известные советские военачальники - Н. Кузнецов, Н.  Несвицкий,  Ю.  Пантелеев.   "Червона Украина"  геройски    погибла  12  ноября 1941 года при обороне Севастополя.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР  "МАКСИМ ГОРЬКИЙ", СССР, 1937 г.
Легкий крейсер  "Максим  Горький" спущен на воду в Ленинграде в 1937 году.
Водоизмещение  стандартное  - 8800 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 110 тыс. л. с.,  скорость  хода 35 узлов. Бронирование:  пояс  76 мм, палуба 50 мм, башни 100 мм,  боевая рубка 100 мм.  Вооружение:  9 180-мм орудий, 8 100-мм зениток, 10 37-мм зениток, 12 пулеметов, 6 торпедных труб, 170 мин, 1 самолет, 1 катапульта. Всего построено 4 единицы.

        12 ноября 1941 года, не дожидаясь отбоя воздушна тревоги, директор Севастопольского морского завода М. Сургучов поднялся наверх из бомбоубежища и увидел, что "юнкерсы" кружат над крейсером "Червона Украина". Они непрерывно пикировали на корабль, ожесточенно отбивавшийся  от  них огнем зениток и пулеметов. Матросы стреляли по немецким самолетам даже из винтовок...
        "Все это происходило метрах в двухстах от того места, где я стоял, - вспоминал потом Сургучов, - нас разделяла Южная бухта. Неподвижный крейсер оказался в очень невыгодном положении. Бомбы рвались со всех сторон, вода вокруг бурлила. Задымили дымовые шашки, - видимо, в них угодили осколки. Потом   взметнулся  уже не столб воды, а столб огня и дыма - бомбы попали в район носовой трубы. Находившихся там краснофлотцев взрывной волной подбросило вверх и откинуло на несколько  десятков  метров. А бомбы все рвались и рвались. "Юнкерсы" продолжали   наседать. После одного из взрывов носовая часть "Червоной Украины", заметно осела в воду, но корабль продолжав вести бой и держаться на плаву».
        Воздушные налеты продолжались до наступления темноты,   но больше  ни одна бомба не достигла цели, и экипаж делал все для спасения корабля. Однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло четыре тысячи тонн воды.  В ночь  на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир "Червоной Украины" капитан II ранга Н. Заруба приказал покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел  от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым  кормовым  флагом. На дно Южной бухты лег крейсер, который первым ввели  в  состав флота после Великой Октябрьской революции. Он был единственным советским крейсером погибшим в годы Великой Отечественной войны.
        В № 6 за 1980 год мы уже писали о восьми примерно однотипных  крейсерах, заложенных на балтийских и черноморских верфях накануне первой мировой войны. Ни один из них не вступил в строй до октября 1917 года, но к этому сроку два - "Светлана"   на Балтике и "Адмирал Нахимов" на Черном море - были доведены до высокой степени готовности: на "Нахимове" оставалось только установить артиллерию. Вот почему в тяжелом 1920 году, настаивая  на  общем  сокращении судостроительно-судоремонтной    программы, В. И. Ленин  сделал для этого корабля  исключение: "Меня убедили вполне в том, что крейсер  "Нахимов" должен 6ыть в числе нашего флота..."
        Однако достройка крейсера, поврежденного при  попытке  белогвардейцев увести его за границу, оказалась для истощенной гражданской войной и интервенцией страны непростым  делом. Лишь 27 марта 1927 года в строй молодого советского флота вступил первый крейсер, получивший название "Червона Украина". На протяжении   нескольких лет он оставался самой сильной боевой единицей Черноморского флота.   Корабль не раз бывал в заграничных портах - в Стамбуле, Мессине, Пирее.
        В 1930 году  состоялось  пополнение Черноморского флота: обогнув Европу, с Балтики в Севастополь пришел линкор "Парижская Коммуна" и однотипный с "Червоной  Украиной"  крейсер "Профинтерн". Этот корабль, носивший ранее, пожалуй, рекордное число названий - "Светлана",  "Клара Цеткин", "Совнарком", - сошел на воду в Ревеле (Таллин) 27 ноября 1915 года. Во время первой мировой войны его достраивали в Петрограде, но в связи с гражданской войной работы были приостановлены и возобновились  лишь через десять лет.   Под  новым  названием "Профинтерн" крейсер вступил в строй 1 июля 1928 года.
        Несмотря на то, что к 1930 году эти корабли считались   самыми сильными отечественными  крейсерами,  они, конечно, были воплощением идей минувшей войны, в их конструкции не учитывались  новейшие  достижения  боевой техники. Вот почему третий однотипный с ними крейсер  "Адмирал Лазарев", спущенный  на  воду  в  Николаеве в 1916 году, решили подвергнуть модернизации, касавшейся главным образом артиллерийского  вооружения.  Вместо пятнадцати 130-мм орудий с броневыми щитами на нем установили четыре новейших 180-мм дальнобойных  орудия,  управляемых системой центральной наводки, а для запуска разведывательного гидросамолета впервые в отечественном флоте была применена катапульта. Под названием "Красный Кавказ" крейсер  вступил в строй   Черноморского флота в 1932 году и вместе с "Червоной Украиной" и "Профинтерном", переименованным в 1939 году в "Красный Крым", стал настоящей кузницей кадров. На этих крейсерах прошли хорошую школу многие офицеры, ставшие потом видными адмиралами: Н. Кузнецов,   В. Алафузов,   Н. Басистый, Ю. Пантелеев, И. Елисеев, П. Мельников и другие.
        "Красный Кавказ" был, если так можно выразиться, предтечей новых советских крейсеров, занимавших особое место среди современных им иностранных кораблей. Если в промежутке между войнами во всем мире строились легкие крейсеры, которые при водоизмещении  5-10 тыс. т   вооружались шестью-пятнадцатью  150-155-мм  орудиями, то в нашей стране в середине 30-х годов начали проектироваться корабли,  которые  при  водоизмещении 8600 т несли девять 180-мм пушек и развивали скорость хода в 35 узлов. Таким образом, они по водоизмещению и скорости были легкими  крейсерами, а по артиллерийскому вооружению приближались к тяжелым.
        К этому времени одна из итальянских судостроительных фирм, "Ансальдо", в Генуе взялась консультировать проектирование новых  крейсеров и поставить машины для головного корабля.
        Турбозубчатые агрегаты и часть вспомогательных механизмов,  поставленные фирмой "Ансальдо" для головного корабля серии, оказались вполне удовлетворительными. Крейсер "Киров"  вступил в строй  на  Балтике  28 сентября 1938 года. За ним последовал "Максим Горький" и на Черном море - "Ворошилов" и "Молотов".  И  когда грянула Великая Отечественная война, вместе с другими били по врагу и семь крейсеров, вступивших в строй в годы Советской власти.
        В первый день Великой Отечественной войны орудия крейсера "Киров", стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыли огонь по фашистским самолетам, налетевшим   на  Ригу.  В   ночь   на 29 июня "Киров" прорвался в Таллин и в конце августа вместе с другими кораблями совершил легендарный переход из Таллина в Кронштадт...
        С 4 сентября 1941 года, когда фашисты вышли на ближние подступы к Ленинграду, до их разгрома  в  январе 1944 года орудия крейсера вели огонь по врагу. Последние залпы  этот  корабль, награжденный 27 февраля 1943 года орденом Красного Знамени, дал по вражеским войскам 15 января 1944 года, занимая позицию на Неве напротив Медного всадника.

Next page
Back