Page 1

1    2

ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА КРЕЙСЕРОВ

Легкий крейсер типа "СВЕРДЛОВ", СССР, 1950 г.
Первые советские  послевоенные  крейсера. Водоизмещение стандартное 15450 т, полное 19200 т, 2 гре6ных винта,  2 турбозубчатых агрегата мощностью 130 тыс. л. с., скорость хода 34 узла. Длина наибольшая 210 м, ширина 21.6, среднее углубление 7.5 м. Дальность плавания 20-узловым ходом 5000 миль. Вооружение:  12- 152мм  орудий,  12 100 мм орудий универсального калибра, 32 37-мм зенитных автоматов,  2-5-трубных  торпедных  аппарата, 250 мин. Одна из крупнейших крейсерских серий в мире.  В середине 1950-х годов не раз ходили с дружественными визитами в другие страны.  На  Балтике  плавали  "Свердлов", "Орджоникидзе", "Адмирал Ушаков", "Александр Суворов", "Жданов". На Черном море - "Куйбышев", "Дзержинский", "Адмирал Нахимов", "Михаил Кутузов".  На  Тихом океане - "Адмирал Сенявин", "Дмитрий Пожарский".

        Не успели отгреметь последние залпы второй мировой войны, а в тиши кабинетов Пентагона началось планирование новой. На этот раз претив недавнего союзника по антигитлеровской коалиции, против СССР. По наметкам американских  стратегов,  воплощенных в плане "Чариотир", война против СССР должна была начаться в конце 1948 года. Американским стратегическим бомбардировщикам с аэродромов в западном полушарии, в Англии,  в течение первых тридцати дней предстояло сбросить на 70 советских городов 133 атомные   бомбы,   из  которых   восемь предназначались    для   Москвы   и семь - для   Ленинграда.   В   последующие   два   года  предполагалось использовать еще 200 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб.
        Так в ажиотаже  увлечения атомной бомбой  командование  стратегической авиации США дошло до полного отрицания всех других видов вооруженных сил, в том числе военно-морского флота, который объявлялся устаревшим.
        Сообщение ТАСС об успешном испытании ядерного оружия в СССР повергло американского обывателя в состояние истерии, и конгресс США окончательно передал  пальму первенства в развитии вооруженных сил страны стратегической авиации. Несмотря на возражения высших руководителей флота, постройка кораблей новых проектов в первое послевоенное пятилетие  практически прекратилась: завершались корабли, заложенные еще в годы войны.
        Однако опыт развязанной американцами в 1950 году воины в Корее показал, что военно-морской флот не утратил своего значения и в век ядерного оружия. "Мы еще раз убедились, что нет быстрого, легкого и дешевого способа выиграть  войну, - писал один американский адмирал. - Ни при каких обстоятельствах  нельзя игнорировать  значение  минно-тральных сил и морской авиации".
        Примерно в это же время командование ВМС США выдвинуло концепцию "воздушно-морского гибрида" - ударного авианосца, с которого могут взлетать самолеты с атомными  бомбами. Первый старт такого бомбардировщика с авианосца  "Корал Си" состоялся в 1950 году,  и это  укрепило  позиции адмиралов, доказывавших, что авиаматки способны обеспечить ядерную бомбардировку СССР успешнее и с меньшими затратами, чем стратегическая наземная авиация. В соответствии с новыми веяниями стратегия "массированного возмездия", выношенная американской военщиной, была подкорректирована; суть новой политики - нанесение массированных атомных ударов самолетами с наземных аэродромов и авианосцев.  Американский  флот получил свою долю казенного пирога, которого было лишили его притязания  военно-воздушных сил.
        С 1952 года на американских верфях начинают закладываться ударные авианосцы невиданных  прежде  размеров. Однако эти гиганты, начиненные авиационным  горючим  и боеприпасами, сказались столь уязвимыми для любого оружия - артиллерии,  торпед,  авиабомб, - что выпускать их в море без надежного противолодочного и противовоздушного прикрытия оказалось немыслимым. Костяком флота должна была стать группа кораблей: оперативное соединение,  состоящее  из  ударных авианосцев и кораблей для их защиты от подводных лодок и самолетов противника. Вот почему ориентация флота на ударные авианосцы оказала решающее влияние на судьбу других классов надводных  кораблей,  в том  числе и крейсеров.
        В самом деле, для охраны ударных авианосцев потребовались совершенно новые корабли - фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия),  оснащенные более мощным зенитным и противолодочным оружием, нежели прежние эсминцы. Но поскольку разработка этих фрегатов  задерживалась  и они могли быть введены в строй только в 1960-х годах, возникла идея приспособить для этой цели крейсеры военных лет,  частично  модернизировав  их и оснастив УРО.
        Такое оружие усиленно разрабатывалось  в США  в начале  50-х годов. Первым   принятым  на  вооружение образцом стал зенитный управляемый ракетный снаряд "Терьер". Им снабдили два тяжелых крейсера типа "Балтимор" - "Бостон" и "Канберра", первыми    подвергшихся    модернизации. В 1955-1956 годах кормовые башни на них заменили двумя спаренными пусковыми установками ЗУРС "Терьер" (при длине 4,5 м,  диаметре 0,35 м и весе 1360 кг этот снаряд, наводившийся по лучу радиолокационной станции,  имел дальность полета 32 км, а досягаемость по высоте 18 км. В последующих модификациях высота  доведена до 27 км). Боезапас системы составлял 144 снаряда.  За первыми последовали  легкие крейсеры типа "Кливленд" - "Галвестон", "Литтл Рок" и "Оклахома Сити", снабженные одной спаренной установкой ЗУРС "Талос" (длина снаряда 9,4 м, диаметр 0,75 м и вес 3160 кг; снаряд имел дальность   стрельбы 130 км по горизонтали и 27,5 км по высоте). Боезапас составлял 46 ракет. Наконец, в 1959-1960 годах три других крейсера того же типа - "Провиденс",  "Спрингфилд" и "Топека" - получили по одной  спаренной установке  ЗУРС  "Терьер"  (запас - 120 снарядов).
        Все перечисленные корабли в целом сохранили первозданный облик. В очертаниях же крейсера УРО "Олбани"(161) нельзя  было уловить  ни малейшего сходства  с его прототипом  "Орегон Сити" (то же самое  можно сказать о "Чикаго" и "Колумбусе", которые заимствовали  от прототипа  "Балтимор" только корпус;  все  остальное  было сделано заново). Удаление трех тяжелых трехорудийных башен 203-мм калибра позволило создать чрезвычайно высокий мостик,  необходимый для размещения систем управления полетом ракет, а на смену традиционным дымовым трубам пришли "маки" - слово, произведенное из английских "маст" - мачта  и "стэк" - дымоход.  Вместо артиллерийского  вооружения  на этих кораблях были установлены три системы ракетного оружия: ЗУРС "Тартар" и "Талос" (снаряд длиной 9,4 м, диаметров 0,75 м и весом 3160 кг достигал цели на 130 км в длину и 27,5 км в высоту), а также противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) "Асрок", принятые на вооружение в 1960 году. Это был 454-кг снаряд длиной 4,6 м и диаметром 0,324 м, стартующий с помощью ракетного двигателя.
Крейсер УРО "0лбани", США, 1946-1963-1964 гг.
Водоизмещение стандартное (без топливе и воды для котлов) 13700 т, полное  17500 т, 4 гребных винта, 4 турбозубчатых агрегата мощностью  120 тыс.  л. с.,  скорость  хода 33 узла. Длина наибольшая - 205.4 м, ширина 21,6, среднее углубление 7.5 м. Дальность плавания 15-узловым ходом - 8 тыс. миль.  Вооружение:  2x2  ЗУР  "Талос" - 82 ракеты, 2x2 ЗУР  "Терьер" - 80  ракет, 1  ПЛУР "Асрок", 2 127-мм  универсальных орудия, 2x3 труб противолодочных  торпед, 2 вертолета ПЛО. Всего построено 3 единицы.
        На этих кораблях история артиллерийских крейсеров, составлявших некогда костяк американского флота,  закончилась. В последующие годы американцы приступают к постройке совершенно новых  крейсеров УРО,  в том числе  и атомных, предназначенных для противолодочной и противовоздушной защиты ударных соединений.
        По-иному сложилась судьба английских крейсеров.  Утратив после второй мировой войны положение первой морской державы,  Англия оказалась вынужденной идти в фарватере политики своего  более  сильного  партнера - США.  И все послевоенное  развитие британского флота являет собой попытки неудачного копирования  американской стратегии.

Next page
Back