Page 2

1    2

        Почти через 10 лет, в 1881-1882 годах, были спущены на воду еще два крейсера 1 класса: "Ифигения" и "Наяда", в главных чертах сравнимые с английскими корветами типа "Бодицея".
        Одновременно с "Дюкенем" и "Турвилем" в Шербуре заложили и в 1877 году спустили на воду железный крейсер II класса "Дюгэ Трюэн" (17), призванный соперничать с английским "Ровером". За ним последовала серия из 8 новых крейсеров, из которых 4: "Виллар", "Магон", "Ролан" и "Форфэ" - строились по одному проекту, а 4 других: "Лаперуз", "Д'Эстен", "Монж" и "Нили" - по другому. При водоизмещении 2240-2270 т эти композитные корабли несли по 15 орудий и развивали скорость 15,5 узла.
КРЕЙСЕР II КЛАССА "ДЮГЭ ТРЮЭН". Франция, 1877 г.
Водоизмещение 3650 т, мощность 4387 л. с., скорость хода 15 узл. Длина между перпендикулярами 90,3 м, ширина 13,2, среднее углубление 5,2 м. Дальность плавания 5 тыс. миль.  Вооружение: 5-160-мн, 5-140-мм, 4-47-мм, 5 револьверных пушек, 2 минных аппарата.
        Примерно в то же время были заложены   два   композитных   крейсера III класса: "Риго де Женуиль" (18) и "Эклерир" - соперники   английского "Опала".
КРЕЙСЕР III КЛАССА "РИГО ДЕ ЖЕНУИЛЬ". Франция, 1876 г.
Водоизмещение 1750 т, мощность 2043 л. с., скорость хода 14,5 узл. Длина между перпендикулярам) 72 м, ширина 10,8, среднее углубление 4,5 м. Дальность плавания   3 250   миль.   Вооружение: 8-140-мм, 8 револьверных пушек.
Всего было построено 2 единицы: "Риго де Женуиль" и "Эклерир".
        Обращает внимание длительность постройки. Так, между закладкой и спуском "Турвиля"   проходит три года, "Дюгэ Трюэна" - четыре, а "Риго де Женуиля" - семь лет! Большой вред строительству французского флота нанесли "министерская чехарда" и вмешательство прессы. Непрерывный рост размеров броненосцев и крейсеров вызвал протест морского публициста Вейля. Его поддержали будущий адмирал Об и группа молодых офицеров - так называемая "молодая школа", - которые предвещали крупным кораблям неминуемую гибель от нового оружия - торпеды. "Микробы-миноносцы выгоднее тяжелых миллионных гигантов", - доказывал Об. К его мнению прислушались  наполовину:  наряду с постройкой броненосцев и  крупных крейсеров Франция   начала строить быстроходные миноноски и миноносцы.
        Тем не менее пока Об боролся за отмену субсидий на строительство крупных кораблей, инженеры не уставали совершенствовать их. В 1884 году был заложен и в 1886-м спущен на воду спроектированный известным кораблестроителем  Э. Бертеном крейсер "Сфакс", положивший начало французским бронепалубным крейсерам. Машины и другие жизненные части корабля были впервые защищены броневой палубой, проходившей ниже ватерлинии и прикрытой сверху целлюлозой. Для сравнения; бронепалубная защита английской школы состояла из горизонтальной палубы,  находившейся выше ватерлинии, и опускающихся ниже ее скосов.
        "Сфакс" - металлический корабль водоизмещением в 4500 т, вооруженный десятью 140-мм орудиями и шестью 160-мм, развивающий скорость 17 узлов, - стал основой для проектирования более   крупных бронепалубных крейсеров: "Таге" и "Сесиль" (19), водоизмещением соответственно 7450 и 5700 т. Предназначенные для океанского крейсерства, эти корабли несли по 18 крупнокалиберных орудий и имели скорость до 19 узлов. Дальнейшему строительству океанских крейсеров положил конец адмирал Об, ставший в 1887 году морским министром.
БАТАРЕЙНЫЙ   КРЕЙСЕР  "СЕСИЛЬ". Франция, 1888 г.
Водоизмещение 5700 т, мощность 6900 я. с., скорость хода 19 узл. Длина между перпендикулярами  115,2 м, ширина 15, среднее углубление 6 м. Дальность плавания 6 тыс. миль. Вооружение: 10- 140-мм, 8-160-мм, 6-47-мм, 14 револьверных пушек, 4 минных аппарата. Броневая палуба 100 мм.
        То, о чем писали газеты, Об стал проводить в жизнь. Он решил создать миноносную флотилию и построить серию малых, но быстроходных крейсеров. Осуществление этой программы было поручено главному корабельному инженеру французского флота Де Бюсси, по чертежам которого в 1886 году заложили три крейсера III класса: "Форбен", "Сюркуф" и "Трюдэ" (20), а в 1887-м еще три: "Котлегон", "Лаланд" и "Космао". Это были весьма удачные малые бронепалубные корабли с водоизмещением  1848 т, с четырьмя 140-мм орудиями и четырьмя однотрубными торпедными аппаратами.
КРЕЙСЕР III КЛАССА "ТРЮДЭ". Франция, 1888 г.
Водоизмещение 1848 т, мощность 6000 л. с., скорость хода 20,9 узл. Длина между перпендикулярами 95 м, ширина 9,5, среднее углубление 4,3 м. Дальность плавания 2400 миль. Вооружение: 4-140-мм, 4-47-мм, 4- 37-мм. 4 минных аппарата
Всего было построено 6 единиц: "Трюдэ", "Форбен", "Сюркуф", "Котлегон", "Лалакд", "Космао".
        По настоянию Оба французский флот начал также сооружать IV класс крейсеров-минные. За основу взяли крейсер "Милан", спроектированный Бертеном еще в 1884 году. При водоизмещении 1670 т он нес пять 102-мм орудий и развивал высокую по своим временам скорость - 18,4 узла. Сохранив запроектированные калибр и число орудий, инженеры уменьшили  водоизмещение корабля до 1200-1300 т и получили минный крейсер типа "Кондор".
        Об недолго продержался у власти. В те годы министры во Франции менялись с такой стремительностью, что можно только удивляться, как они ухитрялись что-то узнать, что-то понять и что-то сделать. Подсчитано, что в конце прошлого века морской министр во Франции занимал свой пост в среднем около года. И этого одного, по-видимому, уже вполне достаточно для объяснения "бестолковщины" в строительстве флота. Но, оказывается, была еще более основательная причина. Парадоксально, но факт: франко-прусская война ничему не научила французских кораблестроителей. Как до, так и после нее адмиралы считали своим главным противником английский флот. Стоило английскому адмиралу Норбруку обнародовать в 1885 году обширную программу строительства флота, и Франция не замедлила ответить тем же.
        Результаты конкуренции, конечно, не замедлили сказаться. Если в 1873 году, приступая к осуществлению программы 1872 года, французский флот имел в своем составе 7 деревянных винтовых крейсеров I класса, 7 композитных и 4 деревянных крейсера II класса и 14 деревянных крейсеров III класса, то к  началу  1890 года неброненосный крейсерский флот Франции состоял из 18 крейсеров I класса, 13-II класса, 15-III и 3 минных. И все они были новой постройки.
        Против кого должна была в случае войны обратить жерла орудий эта разномастная крейсерская эскадра? Французские адмиралы упрямо твердили: против англичан. История судила иначе. Уже в первые годы XX века Англия из соперника превратилась в союзника и Франции пришлось готовить свой флот к войне с Германией.
БРОНЕНОСНЫЙ ФРЕГАТ "МИНИН", РОССИЯ, 1878 г.
Заложенный в 1864 году одновременно с "Князем Пожарским" броненосный фрегат "Минин" уже в ходе строительства начал подвергаться бесконечным переделкам. Спуск на воду состоялся в 1869 году, но дальнейшие работы были прекращены вплоть до 1874 года, когда адмиралу А. Попову предложили решить дальнейшую судьбу этого корабля. Переоборудованный по идеям Попова "Минин" вступил в строй в 1878 году и был тогда одним из сильнейших крейсеров мира, послужив прототипом для последующих русских броненосных фрегатов. В 1909 году его переоборудовали в минный заградитель и назвали "Ладога". В 1915 году, прослужив 37 лет, славный корабль подорвался на вражеской мине в Финском заливе и погиб.
Водоизмещение 5940 т. мощность 5290 л. с., скорость хода 14,5 узла. Длина между перпендикулярами 91,1 м, ширина 14.9, среднее углубление 6,8 м. Бронирование: борт 178 мм, палуба 51 мм. Вооружение: 4-203-мм, 12-152-мн, 4 четырехфутовых и 16 скорострельных пушек.

Prev. page
Back