Page 1

1    2

Зигзаги кораблестроения,
ИЛИ ПЛОДЫ "ВОЕННО-МОРСКОЙ БЕСТОЛКОВЩИНЫ"

        Странно складывалась судьба французского флота в минувшем столетии. Он то поражал своим величием, то почти переставал существовать.
        Мы не ошибемся, сделав вывод, что главной причиной французских военно-морских неурядиц в прошлом (т.е. 19 ,примечание Д.А.) веке были политические бури, а вовсе не профессиональные недостатки корабельных инженеров. На протяжении десятилетий французские адмиралы готовились к сражениям с английским флотом, а судостроители разрабатывали корабли, каждый из которых как бы заранее предназначался для боя с соответствующим ему английским кораблем.
        Занявшись пароходостроением почти на десять лет позже своих соперников, французы,  надо отдать им должное, очень скоро наверстали упущенное и стали даже кое в чем обгонять «владычицу» морей. Так, "Ардент", первый деревянный колесный вооруженный пароход авизо (тип, аналогичный шлюпу или клиперу), французы построили в 1830 году - на семь лет раньше английской "Горгоны", а их деревянные колесные пароходофрегаты "Гомер" и "Асмодей" сошли со стапелей на год раньше британского "Файрбэнда". Даже в железном судостроении - области традиционного превосходства  корабелов "туманного Альбиона" - французы ухитрились обогнать своих островных конкурентов: железный колесный авизо "Тенар" они спустили   на  воду в 1840 году - на три года раньше английского "Трайдента".
        И этим еще далеко не исчерпывается приоритетный список кораблестроения Франции. Именно здесь создали впервые плавучие броненосные батареи и броненосный фрегат. Именно здесь изобрели   барбетные артиллерийские установки, решительно перешли на орудия, заряжающиеся с казенной части, и придумали спонсоны - площадки, выступающие за пределы корабельного борта и тем самым увеличивающие углы обстрела. Наконец именно французы одними из первых стали заниматься разработкой подводных лодок и  минных крейсеров.
         Тем не менее флот этой континентальной державы дольше других строил и сохранял в строю архаичные батарейные крейсеры, на которых орудия размещались вдоль  бортов,  как на устаревших парусных фрегатах. Кораблестроители Франции упорно не принимали на вооружение башенную артиллерию и дольше других использовали для постройки кораблей дерево.
        По единодушной оценке знатоков, французский флот на протяжении большей части XIX столетия твердо занимал второе место после английского и мог рассчитывать на победу над любым другим противником. Однако итоги войны с Пруссией, разразившейся в 1870 году, оказались для Франции катастрофическими и привели французских моряков в состояние глубокого потрясения.
        К началу этой войны завершилась долгосрочная французская кораблестроительная программа 1857 года. Согласно ей в строю должны были находиться 40 деревянных винтовых линейных кораблей, 20 фрегатов, 30 корветов и 60 авизо. Конечно, планы эти претерпели немалые изменения, внесенные в строительство флота появлением броненосцев: в 1870 году в строю находилось 11 линейных кораблей, 18 фрегатов, 22 корвета и 53 авизо. Но, как ни парадоксально, этот серьезный по тем временам флот не смог нанести ни малейшего ущерба ни германским прибрежным городам, ни кораблям противника, укрывшимся в гавани. Спроектированные для ведения боя в открытом океане, французские корабли так и не сумели приблизиться к вражескому побережью из-за мелководья. Единственным боевым столкновением оказалась смехотворная   безрезультатная перестрелка двух канонерок.
        Война была недолгой. Франция потерпела полное и сокрушительное поражение на суше. Армия была разгромлена, империя пала, пруссаки дошли до стен Парижа. Побежденным пришлось выплачивать Пруссии миллиардную контрибуцию. Вот в такой-то обстановке французы и приступили к разработке новой послевоенной морской программы 1872 года. Неспособность флота помочь армии так подмочила его репутацию, что даже морской министр адмирал Поту не решился требовать больших ассигнований. Главный упор в новой программе был сделан на строительство крейсеров. Характерная деталь: раньше всех других наций французы отказались от архаичных, перешедших из парусного флота названий: фрегат, корвет, авизо. Вместо прежней системы распределения неброненосных кораблей они ввели новую классификацию, в соответствии с которой были переименованы старые корабли: фрегаты - в крейсеры 1 класса, корветы - II, авизо - III класса. Кроме того, решили приступить к постройке новых крейсеров; 8 - 1 класса, 8 - II и 18 - III класса. Причем границы между ними оказались столь нечеткими, что со временем французские военно-морские программы стали ехидно называть “военно-морской бестолковщиной”...
        Началось с того, что, анализируя строительство своего раннего парового флота, французские моряки обнаружили, как им показалось, существенный недостаток. Паровые корабли создавались крупными сериями по четким программам, которые неукоснительно исполнялись. Постройка единичных экземпляров запрещалась, так как повлекла бы разнотипность корабельного состава флота. Это сильно тормозило отработку и внедрение технических усовершенствований. При составлении программы 1872 года было принято решение, нарушившее издавна заведенный порядок -новые крейсеры стали строить малыми сериями, а то и вовсе в единичных экземплярах.
        Осуществление программы началось закладкой двух крейсеров 1 класса: "Дюкень" (16) и "Турвиль"; первый строился из железа и стали, а второй из железа. При водоизмещении 6000 т эти корабли несли по 21 орудию: 14-140-мм в батарейной палубе и 7- 190-мм на верхней, причем по 3 орудия с каждого борта были установлены в спонсонах за барбетами. Несмотря на тяжкие уроки франко-прусской войны, французы так и не смогли отрешиться от мысли о предстоящем противоборстве с английским флотом: "Турвиль" и "Дюкень" были французским подобием английских  "Инконстанта",  "Шаха" и "Рэлея"
КРЕЙСЕР 1 КЛАССА "ДЮКЕНЬ". Франция, 1876 г.
Водоизмещение 6000 т, мощность 7313 л. с., скорость хода 16,8 узл. Длина между перпендикулярами 101,8 м, ширина 15,3, среднее углубление   6,9 м.   Дальность   плавания 5050 миль. Вооружение:   14-140-мм, 2-65-мм, 7-160-мм, 8 револьверных пушек.
Всего было построено 2 единицы:"Дюнень" и "Турвиль".

Next page
Back