Page 1

1    2

ПРЕТЕНДЕНТ НА ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО

КЛИПЕР "ДЖИГИТ". РОССИЯ, 1876 г.
Клипер "Джигит" строился корабельным инженером А. Тороповым в Петербурге на Галерном острове.  Заложен 2 марта 1874 г., спущен на воду в 1876 г., вступил в строй в 1877 г.
Водоизмещение   1334  т,  мощность 1383 л. с.,  скорость  хода  12 узлов. Длина между перпендикулярами 63,3 м, ширина  10 м,  среднее  углубление 4,2 м.
Вооружение:  3-152-мм, 4- 9-фунтовых, 4 - 47-мм, 6 - 37-мм, 1 десантная пушка, 1 минный аппарат.
Всего построено восемь,  из  которых 4 - "Крейсер",  "Джигит",  "Разбойник"  и "Стрелок" - из  железа,  4 - "Наездник", "Пластун", "Вестник" и "Опричник" - композитные, с железным набором корпуса и деревянной  обшивкой. Все клипера  построены на отечественных заводах.

        В начале 80-х годов прошлого столетия военно-морские специалисты, оценивая силы трех ведущих флотов мира, ставили на первое  место Англию, на второе Францию, на третье Россию, а вот относительно четвертого мнения расходились. Те, кто брал  за  основу количественные характеристики — суммарное  водоизмещение и число орудий, — отдавали предпочтение итальянскому флоту. А те,  кто  исходил  из качественных характеристик — степени совершенства  бронирования  и  орудий, — считали: четвертое место должно принадлежать немцам. Независимо от исхода этих споров и сопоставлений сам факт, что к 1880 году германский флот претендовал  на  четвертое место в мире, следует признать изрядным техническим достижением немцев. Ведь слабость, а то и полное отсутствие военно-морских сил на протяжении столетий были своего рода нелепой традицией германских государств...
        Во второй половине XVIII века советники неоднократно намекали прусскому  королю Фридриху II, известному неудачными войнами с Россией, что не мешало  бы  создать военно-морской флот. Но король считал что, во-первых, у Пруссии нет средств, а во-вторых, в войне против Австрии он не понадобится, а от русского флота Пруссия защищена прибрежным мелководьем.
        Это мнение так прочно укоренилось у пруссаков, что они оставались глухи к  самым  откровенным   подсказкам. В 821 году шведский король Карл ХIV дал командиру корвета  «Свалан» тайную инструкцию. В ней предписывалось при посещении прусских портов «в разговорах высказывать удивление по поводу равнодушия прусского правительства к заведению  флота для охраны своей  торговли  и  берегов, так как несколько малых бригов какой угодно нации могут блокировать все прусские гавани и уничтожить всю морскую торговлю». Простодушное предупреждение шведского монарха нисколько не насторожило    прусское    командование. И 27 лет спустя для  них  оказались полной неожиданностью действия военно-морских сил крошечной Дании, которая в 1848 году наглухо блокировала все северогерманские порты...
        Германия была ошеломлена. На горьком примере она убедилась в справедливости  напыщенных  слов  журнала "Цолльферейн",  твердившего  еще  в 1841 году: "Страна без мореплавания подобна  птице без крыльев, льву без зубов, рыцарю, вооруженному деревянной шпагой, рабу и невольнику". Газеты подняли  шумиху о необходимости сильного флота для Германии, и союзный рейхстаг, собравшийся во Франкфурте, решил, что каждое из германских княжеств должно ассигновать на это дело средства. Наспех купили несколько колесных пароходов и парусников, поставили на них подвернувшиеся под руку орудия, и вот нестройная армада явила миру "имперский", то есть общегерманский, флот. Его участие  в войне свелось к незначительной перестрелке с датскими кораблями у Гельголанда, а в 1852 году корабли были проданы с аукциона.
        Из этой неудавшейся попытки создания имперских военно-морских сил уроки извлекла одна только Пруссия. Уже в  ходе  немецко-датской   войны  в 1849 году комиссия из прусских морских офицеров разработала план защиты берегов.  А при распродаже общегерманскоги флота Пруссия  приобрела часть кораблей. Спустя год она завела адмиралтейство,  а  еще  через год - морское   министерство.   Параллельно шло пополнение флота новыми кораблями, и к 1861 году военно-морские силы Пруссии состояли из 31 вооруженного парохода, 8 парусных кораблей и 42 канонерских лодок.
        Боевое крещение этот флот прошел в 1864 году, когда разразилась очередная немецко-датская война. Как обычно, Дания поспешила блокировать  немецкие порты, и Пруссия не замедлила выслать против  датской  эскадры два корвета под командованием капитана 1 ранга Яхмана. Первое сражение прусского флота трудно назвать молодецким. Пушки оказались  неважными, артиллеристы  стреляли плохо, а датские снаряды сразу же нанесли  немецким корветам серьезные повреждения. Но тут немцам повезло: корветам посчастливилось  улизнуть от сильнейшего  противника,  что  впоследствии дало им повод придать малозначительному эпизоду размеры  грандиозного морского боя, заставившего будто бы датчан снять блокаду.
        Прусские адмиралы в 1865 году разработали судостроительную  программу на 20 броненосцев и 16 корветов. Однако рейхстаг не дал согласия на такую, с его точки зрения, химеру, и к началу франко-прусской войны (1870 г.) Германия  пришла с 3 броненосными фрегатами, 1 монитором, 1 тараном и 9 корветами,  не  считая  мелких кораблей.

Next page
Back