Page 1

1    2

КРЕЙСЕРА "НОВОГО ФЛОТА" СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ

КОРВЕТ "ВИТЯЗЬ", РОССИЯ. 1884 г.
Корвет "Вятяэь" строился на Галерном острове в Петербурге знаменитым кораблестроителем  П. Титовым   под наблюдением корабельного  инженера А.  Леонтьева.  Заложен  16  августа 1883 г., спущен  23 октября  1884-го, вступил в строй в 1886 г.
Водоизмещение  3200  т,  мощность 3000 л. с., скорость хода 14 узл. Длина между перпендикулярами 80,8 м, ширина 13,7, среднее углубление 4,9 м. Первый русский бронепалубный  крейсер, построенный  из стали.  Толщина палубы 38 мм. Вооружение: 10 152-мм, 4 1-фунтовых, 10 47-мм пушек.
Всего было построено два  таких  корабля: "Витязь" и "Рында".
"Витязь" вошел в историю русского мореплавания как корабль знаменитого адмирала С. О. Макарова, который стал первым командиром "Витязя"  и совершил на нем в 1886-1889 гг. кругосветное плавание, давшее  Макарову материал для его выдающегося научного труда  "Витязь"  и Тихий океан". В 1893 году "Витязь" разбился на камнях в районе порта Лазарев, но название этого корабля стало бессмертным: оно высечено на фронтоне здания Международного Океанографического  музея в Монако рядом с названиями других кораблей, прославившихся научными открытиями.  Корвет  "Рында"   в 1906 году стал учебным судном, а позднее входил в состав Красного Балтийского флота под названием "Освободитель".

        Ни одному  иностранцу,  когда-либо посещавшему  Англию, не оказывалось такого  пышного   приема,  какой  а 1893 году  был  устроен  американцу Альфреду Мэхэну. В его честь первый лорд Адмиралтейства Спенсер дал банкет. Его торжественно принимал лорд-мэр лондонского Сити. Сама королева Виктория и принц Уэльский - будущий король Эдуард VII - удостоили  его аудиенции. Старейшие университеты - Оксфордский и Кембриджский - вручили ему почетные  степени доктора права. И наконец, факт, не запечатленный до того в анналах английской истории: Мэхэн стал первым иностранцем, удостоенным чести быть приглашенным в Клуб Королевского флота на торжественный обед, устроенный по подписке более чем 100 адмиралами и капитанами   английского    королевского флота...
        В чем же дело? Кто такой был Мэхэн? За какие заслуги его — иностранца  —  чествовали  вся  официальная Англия, английский флот?
        Хваленому  английскому  самолюбию польстили  труды  Мэхэна,  в которых превозносились морская слава и величие Британии, политика ее правителей и победы ее флота. Сам  Мэхэн был скромным американским морским офицером. В молодости участвовал в гражданской  войне между  северными  и южными штатами, потом в чине капитана первого ранга преподавал военно-морскую историю и тактику в морском колледже. В 1890 году он издал книгу "Влияние морской  силы на историю. 1660-1783 гг", а спустя два года другую - "Влияние  морской  силы  на французскую  революцию  и империю 1793-1812 гг.".
        В своих исследованиях на основе: анализа морских  войн,  которые  вела Англия сначала с Голландией, а потом с Францией, Мэхэн доказывал, что победу над этими  странами  англичане одержали только благодаря господству своего флота на море.  Основой морской силы, позволяющей достичь такого господства, он считал крупные линейные корабли, которые могут либо разгромить врага в морском сражении, либо заблокировать   его и не выпустить на океанские просторы.
        Мэхэнова  доктрина  морской  сипы внесла сокрушительный удар по модной в 90-х годах прошлого  столетия идее крейсерской войны, которую  Мэхэн именовал не иначе, как "несущественной и эфемерной", о которой говорил как о средстве наносить удары болезненные,    но  не  смертельные. Но - о ирония  судьбы - великий апологет эскадренных сражений и линейных кораблей, принципиальный противник крейсерской войны прибыл   к берегам туманного Альбиона в качестве командира крейсера!
        За всю свою историю американский флот не раз испытал высочайшие взлеты и нижайшие падения, но, по единодушному мнению специалистов, никогда состояние его не было столь плачевным, как в 70-е годы. Лучшими кораблями у американцев считались тогда деревянный корвет  I  класса "Трентон" (31),   спущенный   на воду   в 1875 году, и шесть деревянных корветов II класса - "Вандалия",  "Сватара", "Марион", "Квиннебог",  "Галена"   и "Могикан", заложенные в 1872-1873 годах.
Деревянный   корвет   "Трентон", США,  1875 г. 
Водоизмещение 3900 т, мощность 3100 л. с., спорость хода12узл. Длина между перпендикулярами 78 м, ширина 15 м, среднее углубление 6 м. Вооружение: 11 203-мм гладкоствольных орудий, 6 легких пушен.
        В 1881 году секретарь флота  Хант подал президенту  Гарфильду  паническую записку о состоянии флота.  По словам Ханта, в этом году в строю находился всего один корабль,  способный выдержать бой с другим кораблем, и всего несколько корветов,  способных  кое-как  нести   крейсерскую службу. Для реорганизации флота  назначили комиссию  под  председательством контр-адмирала Роджерса;   она сочла необходимым  к 1889 году построить 63 корабля:  2 крейсера   в 6000 т со скоростью 15 узл,. 6 крейсеров в 4500  т со скоростью  14 узл., 10 крейсеров в 3000  т со скоростью 13 узл, 20 крейсеров в 860 т со скоростью 10 узл., а также 25 миноносных канонерок и миноносцев.
        Первенцами  нового  американского флота стали четыре корабля: бронепалубные крейсера II класса "Атланта" и "Бостон", бронепалубный крейсер I класса  "Чикаго"  и посыльный  корабле "Долфин".
        Приступая к проектированию "Атланты" и "Бостона" (32), которым суждено было стать прототипом  всех бронепалубных крейсеров нового флота США. конструкторы задались целью  создать некий универсальный корабль,  способный выполнять  самостоятельные  действия в одиночку, входить в состав блокирующих эскадр, соединяться в летучие  отряды  для  преследований  и т. д. Стремление к такой разносторонности наложило отпечаток на весь облик "Бостона".
Бронепалубный крейсер II класса "Бостон". США. 1884 г. 
Водоизмещение 3189 т, мощность 4030 л. с., скорость хода 13,8-15,6 узл. Длина между перпендикулярами 83 м, ширина 12,8, среднее углубление 5,2 м.  Дальность плавания 2120 миль полным ходом, 5000 миль 10-узловым ходом.
Бронирование: палуба 32 мм, барбеты 51 мм. Вооружение: 2 203 мм пушки, 6 152-мм, 43-и 6-фунтовых, 2 1-фунтовых. 2 47-мм, 2 37-мм пушки,  2  пулемета Гатлинга.
Всего построено два: "Бостон" и "Атланта".
        Желая получить  большую автономность, конструкторы отказались от второй паровой машины, отдав предпочтение парусам. Необходимость установить на палубе парусный рангоут определила то необычное размещение артиллерии на "Бостоне", подобного которому, пожалуй, не сыскать ни на одном другом крейсере в мире. Два 203-мм орудия располагались диагонально по одному в двух барбетах из 51-мм брони: переднее с левого борта, заднее - с правого. За этими барбетами  в центральной части корабля находилась батарея с шестью 152-мм скорострельными пушками:  две с правого  борта, две с левого, одна в носу  и  одна в корме рядом с 203-мм орудиями.

Next page
Back