Page 1

1    2

"ЭЛЬЗВИКСКИЕ"  КРЕЙСЕРА

"АДМИРАЛ КОРНИЛОВ", РОССИЯ, 1887 г.
Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов" строился во Франции, в Сен-Назере,  по  заказу  России.  Заложен  в 1886 году,  спущен  на  воду  28 марта 1887-го, вступил в строй в 1888 году. Водоизмещение 5540 т, мощность 6000 л. с., скорость  хода 17,5 узл. Длина  между перпендикулярами 110,1 м, ширина 14,8м, среднее углубление 7 м. Дальность плавания 5000 миль.
Бронирование: палуба 38-60 мм, боевая рубна 76 мм. Вооружение: 14-152-мм, 6-47-мм, 10-37-мм, 2 десантные пушки.
В 1893-1895 годах "Адмирал Корнилов" входил  в  состав эскадры Тихого океана и вместе с крейсерами "Рында" и "Адмирал Нахимов" совершил немало плаваний в Японию, на Камчатку, на Сахалин, в Гонконг. С 1892 года крейсер 1 ранга, с 1905-го - крейсер II ранга, с 1907 года - учебное судно. Исключен из списков флота в 1911 году.

        Уже  вторые  сутки  "Коушинг" - небольшой пароход английской судовладельческой компании  "Жардан  и Матчесон" - неторопливо шел на восток из китайского порта Таку, что  в двухстах километрах от Пекина, в порт Азан  на  западном  берегу  Кореи. Хотя на борту парохода находился не совсем обычный "груз": 2 китайских генерала, 1100 солдат и 12 полевых орудий со всей  амуницией, - капитан Голсуорси  был  абсолютно  спокоен. Да и о чем было беспокоиться?  Китайское правительство не раз фрахтовало суда компании для разного рода перевозок, наконец,  "Коушинг"  шел под английским флагом, честь и безопасность которого  защищал  самый могучий флот мира.
        Вот почему, когда  в 8 часов утра 25 июля 1894 года на горизонте появились четыре темных силуэта, Голсуорси и его офицеры  не испытали ничего, кроме  любопытства:  собравшись на палубе, они гадали, что это за корабли. Их сомнения разрешились через час: мимо "Коушинга" на запад, не проявив никаких враждебных намерений, прошли четыре  крейсера под японским флагом. Но то, что произошло  дальше,  было  неожиданно  и страшно...
        Один из крейсеров вдруг вернулся и, остановившись в отдалении, поднял сигнал: "Отдать якоря или не отвечаю за последствия". После коротких переговоров с прибывшими на шлюпке офицерами на мачте крейсера взвился сигнал,  предназначенный  специально для европейцев, находящихся на "Коушинга":  "Быстро  оставить  судно". Но отдать такой приказ было гораздо легче, чем выполнить: за каждым движением английских офицеров следили сотни китайских солдат. На японском крейсере заревела сирена, он сорвался с места, приблизился к "Коушингу" и, развернувшись к нему бортом,  с расстояния в несколько сот метров выпустил торпеду и тут же дал пятиорудийный бортовой залп...
        "День  мгновенно   превратился   в ночь, - вспоминал потом один из очевидцев. - Куски угля, осколки, потоки воды наполнили воздух, и все мы тут же оказались за бортом". "Коушинг", накренившись, медленно погружался в воду, а с боевых марсов  крейсера японцы поливали огнем пулеметов  и скорострельных пушек людей, копошащихся на палубе гибнущего судна и плавающих на воде. С палубы "Коушинга" раздавались недружные винтовочные выстрелы:  китайские  солдаты стреляли в крейсер и в держащихся на воде англичан. Через час палуба парохода скрылась под водой, большая часть китайцев была уничтожена пулеметным огнем, а большая часть англичан принята на борт крейсера. И здесь наконец англичане узнали, что крейсер этот назывался "Нанива" и что, таким образом, на протяжении часа их обстреливали пушки и пулеметы корабля, построенного в их родной Англии.
        В истории английского кораблестроения в конце прошлого века был любопытный период, когда крейсера, строившиеся на английских  верфях  для иностранных государств, были сильнее и совершеннее созданных  для  собственного флота. Это объяснялось тем, что британское адмиралтейство, которому был нужен крейсерский флот для действий на протяженных океанских путях, одним из главных свойств считало большую  дальность  плавания.  А  поскольку паровые машины тех лет были еще несовершенны и  потребляли много угля, английские  кораблестроители не видели иного пути для выполнения  требования  адмиралтейства, кроме установки на крейсера  парусного вооружения. Такой  противоестественный симбиоз  парусов  и машин приводил к взаимному уменьшению достоинств как парусного, так и винтового движителей. При ходе под парусами винт создавал дополнительное сопротивление или должен  был подниматься из воды. А рангоут, диктовавший постройку сравнительно коротких и широких корпусов, мешал в полной мере использовать  преимущества паросиловой установки.  Это  блестяще продемонстрировали еще в 70-х годах прошлого столетия  французские кораблестроители: отказавшись от парусного рангоута, они стали строить более  длинные  корабли,   обладавшие меньшим  гидродинамическим  сопротивлением. Благодаря этому французские "Сане" и "Синьеле", построенные в 1870 и 1874 годах, развивали  скорость в 15 узлов, а примерно такие же английские крейсера давали только 13! Секрет несоответствия прост. При приемлемом водоизмещении крейсера отказаться от парусов можно было либо при увеличении экономичности паросиловой установки, либо при  снижении дальности плавания.  В 1870-х  годах уровень совершенства паровой машины позволил французам избавиться от парусов на крейсерах,  предназначенных для ограниченных морских театров, скажем, для Средиземноморского. А в дальнейшем по мере повышения экономичности  машин   «безрангоутность» постепенно распространялась на крейсера, предназначенные для все более и более дальних плаваний.
        Отказ от парусов позволял создавать длинные быстроходные крейсера умеренного водоизмещения с весьма мощным артиллерийским   вооружением. Первым из них считается  знаменитая "Эсмеральда"  (36),  построенная  в 1882-1883 годах на заводе Армстронга в Эльзвике по заказу чилийского правительства.
        Спроектированная  конструктором Джорджем  Ренделом,  "Эсмеральда" поразила воображение современников. Полностью лишенный  рангоута,  этот длинный и узкий корабль развивал рекордную по тем временам скорость - 18,3 узла и нес чрезвычайно мощное для своих 2800 т водоизмещения вооружение:  два   254-мм   и   шесть 152-мм орудий.
Бронепалубный  крейсер  "Эсмеральда". Чили. 1883 г.
Строился в Англии. Водоизмещение 2180 т, мощность 6500 л. с.. скорость хода 18.3 узл. Длина  между  перпендикулярами  82,3  м, ширина 12,8 м, среднее углубление 5,5м. Дальность  плавания  6000  миль  10-узловым ходом.  Бронирование:  палуба 12.7 - 25,4  мм.   Вооружение:  2 - 254-мм. 6 - 152-мм,  2 - 6-фунтовые пушки, 5 - 1-фунтовых пушен. 2 пулемета Гатлинга. 3 минных аппарата.
        Хотя "Эсмеральда" официально считается основоположницей так называемых "эльзвикских"  крейсеров,  которые наперебой стали  заказывать  у Армстронга многие иностранные государства. первым армстронговским крейсером нового типа был все-таки "Джиованни Бузан" (37), построенный раньше "Эсмеральды"  для  итальянского флота.
Бронепалубный крейсер "Джиованни Бузан". Италия, 1883 г.
Строился в Англии.  Водоизмещение 3138 т.  мощность 6600 л. с., скорость хода 17 узл. Длина между перпендикулярами 84.12 м, ширина 12.85 м. среднее  углубление 5.58 м. Бронирование: палуба 38 мм, боевая рубка 51  мм. Вооружение: 2 - 254-мм. 6 - 149-мм. 3 минных аппарата.
Всего было построено 6 единиц, несколько отличающихся друг от друга: "Джиованни  Бузан",  "Этна",  "Фиерамоска", "Стромболи", "Везувий" и "Марко Поло".

Next page
Back