Page 1

1    2

СРАЖЕНИЯ В ЖЕЛТОМ МОРЕ

"АДМИРАЛ НАХИМОВ",  РОССИЯ, 1885 г.
Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" строился  на Балтийском  заводе в Петербурге корабельным  инженером Самойловым. Заложен в 1884 году, спущен на воду в 1885-м, вступил в строй в 1887 году.
Водоизмещение  8524 т.,   мощность 7768 л. с., скорость хода 16,74 узл. Длина  между  перпендикулярами  101,5 и, ширина 18,4, среднее углубление 8.25 м. Дальность плавания 4200 миль. Бронирование: борт 254 мм, башни 203, палуба 51-76, боевая рубка 152 мм. Вооружение: 4-203-мм, 10-152-ми, 12-47-мм, 6-37-мм, 2 десантные пушни, 4 пулемета, 3 минных  аппарата. Долгое время был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире. Геройски погиб  в  Цусимском  сражении  28  мая 1505 года.

        Когда 24 июля 1894 года неподалеку от порта Азан китайский крейсер "Цзи-Юань" получил бортовой залп от японской "Нанивы", его командир капитан Фонг предпочел как можно быстрее покинуть поле сражения. Бросив следовавшие за ним вооруженные пароходы, "Цзи-Юань" обратился в столь стремительное бегство, что японская летучая эскадра растерялась. Три крейсера бросились за удирающими пароходами, а четвертый - новейший  "Иошино" - погнался за "Цзи-Юанем".
        Судьба китайского корабля казалась предрешенной: скорость его преследователя была на четыре узла больше, а огневая мощь  трех  носовых скорострельных 152-мм орудий  по крайней мере  втрое  превосходила  огневую мощь  одной-единственной  кормовой 150-мм пушки "Цзи-Юаня". Но, как это ни  удивительно,  китайский  крейсер ушел от погони! Китайцы приписывали это необычайной ловкости  комендора кормового орудия, который ухитрился попасть в мостик  и  боевую  рубку "Истине" и даже сбить за борт одно из его орудий. Японцы же напрочь отрицали эти объяснения: "Иошино", говорили они, отстал  из-за  неполадок в машине. Так или иначе "Цзи-Юань" отбился от целой японской эскадры, но какой ценой это ему досталось!
        Когда на следующее утро, волоча за собой свисающие в воду обломки, запутавшиеся в тросах, он входил в военно-морскую базу в Вей-Хай-Вее, на него страшно было смотреть.
        Сразу же по прибытии в Вей-Хай-Вей капитан Фонг был приговорен к смертной казни за то, что бросил на произвол судьбы вверенные ему корабли. Но потом его помиловали, с тем что6ы дать возможность восстановить свое доброе имя в последующих сражениях японско-китайской войны, официально объявленной 1 августа  1894 года. Однако первый бой так глубоко потряс капитана Фонга,  что  превратил  его в безнадежного труса. И печальнее всего: адмиралу Тингу, командующему китайским флотом, пришлось убедиться в этом в самый критический  момент сражения при Ялу. Сражения, на которое китайские и японские моряки вышли на кораблях, построенных на верфях Западной Европы, причем китайская эскадра носила как бы англо-германский оттенок, а японская - англо-французский.
        Поначалу Япония заказывала боевые корабли за границей, главным образом в Англии. До 1885 года сильнейшими считались  казематированный   фрегат "Фузо" (1877 г., 3717 т, 13,1 узл., 239- и 170-мм орудия) и два полуброненосных корвета "Хиеи"  и  "Конго" (1877 г., 2248 т.  12,2-13,2 узл.,  170- и 150-мм орудия). К этому  времени  японские верфи освоили постройку деревянных и композитных паровых корветов, из которых лучшими считались три: "Катсураги",  "Мусаси",  "Ямато"  (1885- 1886 гг., 1476 т, 13 узл., 170- и 120-мм орудия).
        С 1885 года, готовясь к близящимся схваткам за господство на Азиатском материке, японское правительство начинает лихорадочно заказывать за границей новые, весьма прогрессивные по тем временам корабли. Так, у английской фирмы "Армстронг" приобретается крейсер  "Тсукуши",  построенный для Перу, но не переданный перуанскому  правительству (1880 г., 1350 т, 16,5 узл, 254-мм орудия). Одновременно "Армстронг" получает заказ на постройку  "Нанивы"  и  "Такачио" (см. "М-К" № 8 за 1978 г.). На верфи Томсона-тоже в Англии - сооружается по японскому заказу  крейсер  "Чийода" (41), хотя и считающийся бронепалубным, но являющийся, в сущности, броненосным,  так как, кроме 25-35-мм броневой палубы, он нес 92-мм пояс из хромистой стали, поставленный прямо на наружную обшивку, который закрывал больше половины длины его корпуса.
Бронепалубный крейсер "Чийода". Япония, 1886 г.
Строился в Англии. Водоизмещение 2450 т, мощность 6300 л. с., скорость хода 18 узл. Длина между перпендикулярами 95 м, ширина 12,8, среднее углубление 4,3 м. Дальность плавания 8000 миль 10-узл. ходом. Бронирование: борт 92, палуба 30-35 мм. Вооружение: 10—120 мм, 14—47-мм пушек, 3 пулемета Гатлинга.
        В 1886 году японское правительство пригласило на должность главного корабельного инженера флота известного французского конструктора Э. Бертена, и это не преминуло отразиться на конструкции вновь строящихся кораблей. «Французские   мотивы»   проявились в постройке трех единственных в своем роде  крейсеров:  "Итсукушима" (42), "Хашидате" и "Матсушима". По-видимому, Бертен предложил японцам корабли, которые в бою должны были действовать  обязательно вместе, что позволяло создать боевую единицу, сочетающую в себе  достоинства  легкого крейсера с тяжелой артиллерией эскадренного броненосца. Эта догадка подтверждается тем, что суммарное водоизмещение этих трех кораблей составляет как раз 13 тыс. т - водоизмещение тогдашнего броненосца. Кроме того, крейсеры эти и не совсем одинаковы: один из них - "Матсушима" - как бы перевернут на 180', то есть  представляет собой "Итсукушиму", идущую кормой вперед.  Первые  два  строились во Франции, третий - "Хашидате" - в Японии. Именно этому крейсеру суждено было стать первым броненосным кораблем, построенным в Стране восходящего солнца.
Бронепалубный крейсер "Итсукушима",  Япония, 1889 г.
Строился  во Франции. Водоизмещение 4278 т, мощность 5400 л. с., скорость хода 16 узл. Длина между перпендикулярами 121 м, ширина 15,2, среднее углубление 5,82 м. Бронирование, палуба 40 мм, барбет носового орудия 305, крыша башни  102, подачная  труба  254,  боевая  рубка 102+25,4 мм, гласисы у машин, люков, дымовых труб 127 мм. Вооружение: 1 - 320-мм, 11-110мм, 6-6-фунтовых пушен, 12 пулеметов Гочкисса.
Всего построено три: "Итсукушима", "Матсушима" и "Хашидате".
        В отличие от Японии, сжавшей свою армию и флот в крепкий кулак, Китай не создал центральной организации ни для армии, ни для флота.  Последней состоял из трех эскадр - Севера, Центра и Юга, из коих только первая, выпестованная усилиями вице-короля Чжилийской провинции Ли-Хун-Чжана, была укомплектована  сравнительно сильными кораблями и могла считаться 6оеспособной.  Назначенный на этот пост в 1870 году, Ли-Хун-Чжан в первую очередь занялся организацией китайской армии и флота, на что были отпущены огромные средства. Ходили слухи, что немалая их часть перекочевала в карманы самого Ли, сколотившего невиданное  в  истории  Китая  состояние - 10 млн. лан (14 млн. тогдашних лей). Но так или иначе  современные   корабли для китайского флота  были заказаны именно при Ли-Хун-Чжане.
        Ли рассудил здраво. В те годы Англия славилась паровыми машинами, а Германия - крупповской броней. Так вот Ли и решил  покупать  быстроходные крейсеры в Англии, а хорошо защищенные броненосцы в Германии. В соответствии с этими  соображениями немецкой фирме "Вулкан" были в конце 1870-х годов заказаны два броненосца - "Динь-Юань"  и  "Чжень-Юань" (7335 т, 14,5 узл., 305- и 152-мм орудия, бортовая броня 356 мм, палуба 76 мм), а армстронговскому заводу в Эльзвике - два крейсера III класса "Чао-Юн" (43) и "Ян-Вей".  При  водоизмещении 1380 т они несли два тяжелых 254-мм орудия. Спустя ряд лет по китайскому заказу фирма "Вулкан" построила единственный в своем роде "крейсер береговой обороны" - корабль, сочетающий в себе свойства и крейсера, и броненосца береговой обороны. Это и был злосчастный    "Цзи-Юань"  (1883  г. 2800 т, 15 узл., 210-и 150-мм орудия). Броневая защита "Цзи-Юаня" состояла из 76-мм палубы  и  броневого 250-мм барбета носового орудия.
Крейсер Ш класса "Чао-Юн", Китай, 1881 г.
Строился в Англии. Водоизмещение  1380 т, мощность 2400 л. с., скорость хода 16,5 узл. Длина  между перпендикулярами  64 м,  ширина 9,8, среднее  углубление  5,1 м.  Дальность плавания 6000 миль 10-узл. ходом. Бронирование: только щиты у орудий.
Вооружение: 2-254-мм, 4-119-мм, 2 легких, 10 скорострельных  пушек.  Всего построено два: "Чао-Юн" и "Ян-Вей".
        Когда спустя еще два-три года подошло время заказывать новые корабли. принцип Ли-Хун-Чжана бы- соблюден:
броненосные крейсеры "Лай-Юань" (44) и "Цзин-Юань" были заказаны "Вулкану", а бронепалубные II класса "Цзинь-Юан"» (45)  и  "Чжи-Юаинь" - Армстронгу.
Броненосный крейсер "Лай-Юань". Китай. 1887 г.
Строился в Германии. Водоизмещение 2900 т. мощность 5700 л. с., скорость хода 16,2 узл.  Длина  между перпендикулярами 84.3 м.  ширина  12, среднее углубление 5 м. Бронирование: борт 133-244 мм,  барбет  222,  палуба 37-76. боевая рубка 152 мм.
Вооружение:  2 - 210-мм,  2 - 150-мм,  2 - 47-мм, 5 - 37-мм пушек, 3 надводных торпедных   аппарата,   1  подводный, 2 минные катапульты.
Всего построено два: "Лай-Юань" и "Цзин-Юань".
Бронепалубный крейсер II класса "Цзинь-Юань", Китай, 1886 г.
Строился в Англии. Водоизмещение 2300 т. мощность 7600 л. с., скорость хода 18,5 узл. Длина между перпендикулярами - 76 м, ширина 11,6, среднее углубление 4,6 м. Бронирование палубы 51-102 мм, боевая рубка 76 мм. Вооружение: 3 - 203-мм, 2 - 152-мм, 8-6-фунтовых, 2-3-фунтовых,  8-1-фунтовых пушек, 6 пулеметов Гатлинга, 4 минных аппарата.
Всего построено два: "Цзинь-Юань" и "Чжи-Юань".

Next page
Back