Rambler's Top100
 
 

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР    "ФРУНЗЕ"
 

Легкий крейсер   "ФРУНЗЕ", внешний вид, ТТХ.
Фотография крейсера "Фрунзе" , 1950 год.

        Серия крейсеров типа "Киров" еще строилась, а коллектив конструкторов во главе с А. М. Масловым приступил к разработке проекта нового легкого крейсера. В его создании участвовали известные судостроители Н. Н. Исанин, А. С. Савичев, Н. А. Киселев, Г. А. Гасанов и другие.
        При испытаниях крейсера "Киров" были выявлены  недостатки проекта. Слабым оказалось бронирование, не хватало зениток, да и размещались они неудачно. 180-мм орудия главного калибра имели единую качающуюся часть (люльку) и единый механизм вертикальной наводки — при выходе их из строя вся трехорудийная башня становилась небоеспособной. Дальность плавания, достаточная для Балтики и Черного моря, была мала для Северного и Тихоокеанского театров. Все эти недочеты объяснялись отсутствием опыта у конструкторов и ограничениями по тоннажу и размерениям: для обеспечения мощного артвооружения и высокой скорости приходилось жертвовать другими элементами.
        Новый корабль должен был иметь 12 орудий главного калибра в четырех башнях,  причем  калибр уменьшили со 180 до 152 мм, повысив живучесть стволов морской пушки Б-38, имевшей лучшие баллистические характеристики , чем аналогичные зарубежные орудия. При массе снаряда 55,4 кг и начальной скорости 950 м/с  дальность стрельбы Б-38 достигала 31,5 км, тогда как у 150-мм германских и 152-мм итальянских пушек она не превышала 26 км. Лейнер (сменный внутренний ствол) Б-38 можно было заменить в походных условиях. На базе этой пушки создали трехорудийную башню МК-5 с раздельным наведением орудий. Для управления огнем установили два командно-дальномерных поста (на «Кирове» был один). Противовоздушную оборону обеспечивали спаренные 100-мм универсальные пушки и зенитные автоматы. Усилили бронезащиту, увеличили дальность плавания и автономность.  Водоизмещение  новых крейсеров по сравнению с "Кировым" возросло в полтора раза.
        Семь новых крейсеров типа "Чапаев" (проект 68) заложили на стапелях заводов в Ленинграде и Николаеве в 1939-1940 годах в соответствии с программой строительства морского и океанского флотов. Предусматривалась постройка еще пяти кораблей этого типа.
        С началом Великой Отечественной войны работы на крейсерах прервали, а когда в августе 1941 года фронт приблизился к Николаеву, корпуса крейсеров,  названных  "Орджоникидзе"  и "Свердлов", находившихся на стапелях,  взорвали.  На  недостроенные "Фрунзе" и "Куйбышев" погрузили семьи рабочих, ценное оборудование и отвели в Севастополь, а затем в Поти.
        ...В августе 1942 года крейсер "Молотов" (типа "Киров") был атакован вражескими  самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами. Взрывом торпеды у него оторвало 20 м кормовой оконечности корпуса, которая мгновенно затонула. Но винты не пострадали, и корабль вернулся на базу.
        Однако мощностей единственного тогда на Черном море судоремонтного завода было недостаточно, чтобы восстановить корму. И тогда кто-то, вспомнив о недостроенных крейсерах, предложил отрезать корму у "Фрунзе" и приделать ее к поврежденному кораблю. Операция была сложной не только по  чисто  техническим  причинам - "Фрунзе" был шире и выше "Молотова", к тому же ремонтники располагали доком грузоподъемностью 5 тыс. т, а водоизмещение того и другого крейсера достигало 10 тыс. т.
        Тщательно изучив проект восстановления, заместитель наркома Военно-морского Флота по кораблестроению и вооружению адмирал Л. М. Галлер дал "добро". Недостроенный "Фрунзе" ввели в док кормой вперед, поставив под нее опоры и оставив большую часть корпуса на  плаву.  Отделив корму, док притопили, вывели укороченный корабль, а на его место поставили "Молотов" и с помощью гидравлических домкратов подтянули корму к его корпусу. Летом 1943 года, после  ходовых  испытаний,  крейсер "Молотов"  вновь вступил в строй, и неопытному глазу было трудно определить, что он когда-то претерпел «трансплантацию" кормовой части.
        "Фрунзе" не только помог раненному в бою товарищу. Часть его брони использовали при оборудовании бронепоезда, так недостроенный крейсер, не сделав ни одного выстрела, внес вклад в общее дело Победы.
        После войны было решено достроить пять крейсеров типа "Чапаев". Опыт боевых действий на море и развитие военной техники заставили судостроителей внести существенные коррективы в первоначальный проект. Прежде всего значительно усилили зенитное вооружение,  100-мм  универсальные пушки и посты управления зенитным огнем оснастили стабилизаторами качки. На крейсерах оборудовали радиолокационные станции, новые системы управления  оружием,  смонтировали размагничивающие устройства.
        С учетом опыта войны на море с крейсеров сняли бортовые самолеты (разведчики-корректировщики)  и  катапульты, торпедные аппараты и сбрасыватели глубинных бомб.
Фото: Крейсер "Комсомолец", 1965 год.
        Почти через шесть лет крейсер "Фрунзе" наконец вернулся на завод и встал к достроечной стенке. Корабелы заново сделали кормовую часть, в 1948 году в сухом доке, ее состыковали с корпусом, и в конце 1950 года корабль, достроенный по измененному проекту, поднял Военно-морской флаг и вступил в состав Черноморского флота.
        В 1953 году крейсер в составе отряда кораблей Черноморского флота нанес визиты дружбы в порты Болгарии и Румынии.
Корабль находился в строю около двух десятилетий. За это время флот пополнился новыми, более совершенными легкими крейсерами типа "Свердлов", потом появились надводные корабли, оснащенные ракетным оружием. Военно-морская техника развивается очень быстро...
        В 1958 году крейсер был переведен в разряд учебных кораблей.
        В 1960-70`х годах почти все все артиллерийские крейсера советского флота были выведены из боевого состава сначала в состав учебных кораблей , потом списаны и разделаны на метал.
В 1961 году "Фрунзе", в 1964 "Чапаев", в 1965 "Куйбышев", в 1976 и 1980 "Железняков" и "Комсомолец"
    В 1981 году в состав Краснознаменного Северного флота вошел  "Киров" - первый  атомный ракетный крейсер   отечественной постройки, а вскоре в строй Тихоокеанского флота вошел новый атомный ракетный крейсер "Фрунзе".

P.S. Крейсера типа "Чапаев" заложенные в 1939-1940 годах. назывались "Чапаев",  "Чкалов"( в 50-х годах переименован в "Комсомолец"), "Фрунзе", "Куйбышев", "Железняков", "Орджоникидзе"(не достроен),  "Свердлов"(не достроен) .

Back
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru