Rambler's Top100
  • БРОНЕНОСЕЦ "ПОТЕМКИН".

  •  

     

    ОТ НАЧАЛА ПОСТРОЙКИ ДО ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СПИСКОВ



    25 сентября 1898 года в городе Николаеве, в эллинге Николаевского Адмиралтейства был заложен новый военный корабль класса эскадренных броненосцев, получивший название "Князь Потемкин Таврический".
            "Князь   Потемкин-Таврический" был одним из предпоследних эскадренных броненосцев   российского флота. Строитель его, корабельный инженер А. Э. Шотт взял за основу проект броненосца "Три святителя" (12480 т) и за счет выигрыша в весе, достигнутого применением нового сорта брони, при том же водоизмещении удвоил число 152-мм орудий среднего калибра, прикрыл тонкой броней носовую оконечность и устроил скосы бронепалубы к бортам.

    Тактико-технические характеристики корабля:

    Длина наибольшая  378 ф. 6 д.= 115,4 м 
    Длина по ватерлинии  371 ф. 3 д. =113,1 м 
    Ширина по ватерлинии  27 ф. =22,2 м 
    Осадка на ровный киль  27 ф. = 8,2 м 
    Водоизмещение  12480 т 
    Механическая установка двухвальная
    Две машины тройного расширения  5300x2 = 10600 л. с. 
    Винтов 
    Котлов  14 
    Скорость хода  16 узл. 
    Дальность плавания  до 2000 мор. миль 
    Вооружение артиллерийское:
    в башнях  2Х2-305мм 
    в казематах  16-152мм 
    в казематах  14-75мм 
    палубная  6-47мм 
    палубная  2-37мм 
    Десантных пушек Барановского 
    Пулеметов  4-7,62мм 
    Бронирование:
    борт  178—229 мм 
    каземат  127 мм 
    башни  254 мм 
    палуба  38—76 мм 
    рубка  229 мм 

    Фото : Спуск на воду в торжественной обстановке был произведен 26 сентября 1900 года.

            Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива.
            В этом же году проводились испытания орудийных башен главного калибра, во время которых обнаружились раковины в броне.
    Башни были забракованы, что отодвигало срок ввода корабля в строй действующих примерно на два года.
            Одновременно с закладкой корабля началось комплектование команды. Для этой цели был сформирован флотский экипаж № 36, в задачи которого входила подготовка технически грамотных специалистов для обслуживания сложной техники и вооружения корабля: артиллеристов, связистов, машинистов, минеров и других. В то же время в экипаже проводилась и строевая подготовка.
            При вступлении “Потемкина” в строй действующих кораблей полный комплект команды должен был иметь 26 офицеров и 705 матросов.
            При выходе на практические стрельбы в район Тендровской косы на корабле было 20 офицеров и около 700 матросов. На берегу остались больные, а часть команды была списана как неблагонадежная в дисциплинарном (читай, в политическом) отношении.
            В конце 1904 года новые башни были готовы для установки на место. Корабль с рейда перевели к стенке морского завода. В строй действующего флота броненосец вошел лишь весной 1905 года.
            С 10 декабря 1907 года в соответствии с вновь принятой классификацией зачислен в класс линейных кораблей.
            После восстания броненосец переименовали в "Пантелеймон" (в 1714 году, в день поминовения этого святого, русский флот одержал победу при Гангуте), а в 1906 году "Пантелеймон",  с  "обновленной" командой, стал флагманом Отдельного практического отряда.
            Этому соединению предстояло отработать методы централизованного управления артогнем  на больших дистанциях и скоростях. Слишком уж жестоким оказался урок русско-японской войны на море, когда русским кораблям не хватало точных дальномеров, надежной материальной части, а артиллеристов обучали стрельбе на дистанции  максимум 50   кабельтовых   (кабельтов - 185 м).
    Довольно скоро разработали новые таблицы стрельбы,  улучшили орудия, особое внимание уделили подготовке офицеров-артиллеристов и комендоров.  Уже в 1907 году  "Пантелеймон"  точно стрелял на 80 кабельтовых,   а потом и на 110 кабельтовых. Напомним, что за два года до этого,  в Цусимском бою, противники обменивались залпами на дистанции 55 кабельтовых.
            В 1911 году линкор прошел модернизацию и стал  флагманом Черноморского флота.  Осенью 1911 корабль взял впервые учрежденный  "Переходящий  императорский приз за лучшую стрельбу кораблей". Через три года эта выучка пантелеймоновцев сказалась в боях первой мировой войны.
            Так было 28 апреля  1915 года, когда "Гебен" завязал бой с дредноутом "Евстафий", орудия которого не доставали  до противника, "Пантелеймон" открыл огонь с предельной дистанции 104 кабельтовых и вторым (!) залпом поразил противника. "Я увидел,   что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена", саженях в 30-40, - доносил старший офицер "Пантелеймона", капитан 2-го ранга Г. К. Леман, - другое же падение дало попадание в район   задней трубы и третьей башни...  Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма, которое прорезалось красноватым пламенем". "Стрельба велась (русскими) исключительно хорошо", - констатировал германский контр-адмирал Г. Лорей.

    Фото : Ходовые испытания.

    Фото : Перед выходом в море. 1905 г.

    Фото : Миноносец № 267 у борта броненосца Потемкин .

    Фото : Конец восстания.  Потемкин  в Румынии.

    Фото : Богослужение на  Потемкине  на новую верность царю.

            За время своего пребывания в строю действующих корабль переименовывался четыре раза. Первое имя ему присвоили на стапеле - “Князь Потемкин Таврический”, 12 октября 1905 года после революционного восстания броненосец получил новое название - “Пантелеймон”. В процессе переименования был отслужен молебен, и духовенство кропило святой водой все помещения корабля, даже самые труднодоступные, с целью “смыть” революционные традиции и революционный дух и, конечно, саму память о героическом восстании.
            13 апреля 1917 года, после Февральской революции, его вновь переименовали, возвратив за революционные заслуги первоначальное имя “Потемкин Таврический” (слово “князь” было из названия исключено).
            И наконец 11 мая 1917 года броненосец получил последнее имя - “Борец за свободу” - для вечного напоминания о славной революционной судьбе корабля.

    Фото : Потемкин  под названием  Пантелеймон . 1918 г.

            В 1918 году линкор находился на долговременном хранении в порту - сказалась нехватка команды, часть которой передали новым  дредноутам, а другая  ушла на фронты гражданской войны. До 29 апреля 1919 года корабль простоял в Южной бухте, но в тот день уходившие из Севастополя интервенты затопили близ Севастополя  12 русских подводных лодок и подорвали цилиндры главных машин на старых линкорах.
    После гражданской войны восстановление поврежденного и уже устаревшего линкора признали нецелесообразным. В 1923 году его отвели в Северный док и к октябрю 1925 года демонтировали. Носовую и кормовую мачты использовали, чтобы установить на них створные маячные огни для плавания судов в Днепро-Бугском лимане, где они служили еще около 40 лет, после чего часть носовой мачты была сдана на вечное хранение в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, а кормовая - в Одесский краеведческий музей, где они находятся и в настоящее время.
            А знаменитый фильм "Броненосец "Потемкин" снимали на палубах блокшива (бывшего линкора)  "Двенадцать апостолов" и  только что возрожденного крейсера  "Коминтерн" - однотипного с прославленным "Очаковым".

    Фото : Часть фок-мачты Потемкина, служившая маяком на острове Первомайский в Черном море.

    Back
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru