Rambler's Top100

МИННЫЙ КРЕЙСЕР   "СТЕРЕГУЩИЙ"
 

Минный крейсер  "СТЕРЕГУЩИЙ", внешний вид, ТТХ.

        В 1911 году в Петербурге торжественно открыли памятник экипажу миноносца "Стерегущий", героически погибшего в 1904 году под Порт-Артуром Сотни горожан и военных заполнили сад напротив Петропавловской крепости и часть Каменноостровского (ныне Кировского) проспекта, а на Неве выстроились боевые корабли российского флота Среди них был и эскадренный миноносец «Стерегущий», по стародавней флотской традиции унаследовавший имя легендарного корабля
        История его началась еще в русско-японскую войну, когда вести о первых боевых потерях Тихоокеанской эскадры всколыхнули общественность страны Пошли добровольные пожертвования на строительство новых кораблей, и уже в феврале 1904 года был официально учрежден "Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования" Ему разрешалось не только собирать средства от населения, но и "входить в соглашение с ведомствами относительно употребления приобретенных им судов для военных целей", а образованному в составе комитета Морскому техническому отделу вменялись в обязанности разработка и рассмотрение проектов, заключение контрактов с судостроительными заводами, наблюдение за изготовлением, испытаниями и сдачей заказов
        Прежде всего решили заложить серию миноносцев увеличенного по сравнению с "Соколом" водоизмещения, с усиленным вооружением - минных   крейсеров Не теряя времени, Особый комитет воспользовался проектом германской фирмы "Вулкан", обозначенным для секретности "паровой яхтой водоизмещением в 500 т". Документацию передали частному судостроительному заводу "Ланге и сын" в Риге, а "Вулкану" негласно передали заказ на механизмы, котлы, штевни и все дельные вещи для кораблей, которым предстояло усилить Тихоокеанскую эскадру
        В честь пожертвователей минным крейсерам дали названия "Украина", "Войсковой", "Трухменец", "Казанец", "Забайкалец", "Донской казак" и, в память о погибших кораблях-артурцах, "Страшный" и "Стерегущий"
        Минный крейсер «Стерегущий» (с 1907 года перечисленный в класс эскадренных миноносцев) заложили 7 августа 1904 года, 21 июля следующего года спустили на воду, а летом 1906 года на нем подняли Андреевский флаг
        Сталь для корпуса, спроектированного "для достижения возможно большого соединения крепости, скорости, поворотливости и устойчивости", была особой выделки и лучшего качества. 6-миллиметровые  (в  оконечностях 4-миллиметровые)  листы обшивки крепились 2-3 рядами заклепок, толщина листов верхней палубы достигала 4-7 мм Непотопляемость корабля обеспечивали 9 водонепроницаемых переборок
        Энергетическая установка состояла из 2 четырехцилиндровых машин тройного расширения, приводивших во вращение 2 трехлопастных, из бронзы, гребных винта диаметром по 2,8 м, а пар для машин вырабатывали 4 водотрубных котла системы Нормана Два турбодинамо мощностью по 16 кВт давали электроэнергию для освещения двух боевых фонарей (прожекторов) и радиотелеграфа
        Первоначально минно-артиллерийское вооружение "Стерегущего" состояло из двух 75-мм орудий со стволами длиной в 50 калибров на станках системы Металлического завода, четырех полуавтоматических пушек и двух одинарных торпедных аппаратов "для мин последнего образца в 45 см"  Зимой с 1909 на 1910 год "Стерегущий" вооружили двумя новыми 102-мм патронными орудиями Обуховского завода, выполнив тем самым требование командующего Морскими силами Балтийского моря, адмирала Н О Эссена - "суда дивизии эскадренных миноносцев должны быть перевооружены артиллерией, отвечающей их назначению". Заодно сняли малокалиберные пушки, кроме салютной 37-миллиметровки
        При очередном ремонте на эсминцах этого типа громоздкие дефлекторы, по которым шел воздух в котельные отделения, заменили компактными, грот-мачту сдвинули к кормовому мостику, на который с носового перенесли прожекторы, на дымовых трубах установили козырьки В 1916 году "Стерегущий" вновь модернизировали, сняв носовое орудие и поставив на юте три 102-мм пушки, а у гакаборта 40-мм "аэропушку Виккерса"
        В первую мировую войну "Стерегущий" ходил в дозоры, ставил мины во вражеских водах, выслеживал кайзеровские субмарины, охранял свои боевые корабли и транспорты
        В феврале 1917 года экипаж "Стерегущего" единодушно приветствовал свержение самодержавия, а в августе заявил о полной поддержке Советов Но война продолжалась, кайзеровский флот рвался в Рижский залив Путь ему преградили революционные балтийцы. "Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, не отступит перед флотом  германского  империализма" - так решил 2-й съезд моряков Балтфлота И "Стерегущий" сражается с превосходящими силами противника в Ирбенском проливе и на Кассарском плесе В октябре команда эсминца, вместе с Минной дивизией приветствует победу Советской власти
        В марте "Стерегущий" стоял на ремонте в Гельсингфорсе, с разобранными, частично отправленными в мастерские механизмами А к городу приближались отряды белофиннов и германский экспедиционный корпус. Советское правительство решило перевести флот в Кронштадт и Петроград сквозь льды Финского залива
        Для "Стерегущего" героический Ледовый переход оказался вдвойне тяжелым - мало того что эсминец практически не имел хода, на нем осталось всего восемь моряков'
        Из Гельсингфорса он уходил одним из последних, на буксире у минного заградителя "Лена". Едва эсминец отошел от стенки, как в порту появились финские белогвардейцы, стремившиеся любыми средствами захватить советские корабли. Не вышло!
        Но на этом испытания не кончились. В море льдина пробила обшивку, в машинное отделение "Стерегущего" начала поступать вода Немногочисленной команде пришлось разделиться на вахты двое стояли у штурвала в продуваемой всеми ветрами рубке, двое других откачивали воду из трюма, а четверо остальных пытались хоть немного отогреться в заиндевевшем кубрике, чтобы вскоре сменить товарищей На исходе третьих суток похода "Стерегущий" навалило на затертый льдом транспорт "Печора" Пришлось всем вместе заделывать новую пробоину - хорошо еще, что поблизости оказалось спасательное судно "Невка"
        И все-таки "Стерегущий" пришел в Кронштадт. "Те огромные труды, которые положила маленькая команда "Стерегущего", не пропали даром,- писал  участник Ледового  похода П. Стасевич - Благодаря им корабль не остался там, где бы он мог быть отремонтирован и включен в состав флота белой Финляндии Пушки радиостанция и часть механизмов "Стерегущего" послужили для вооружения судов, которые доблестно защищали Советскую республику в 1918-1920 годах»
        А что же сам "Стерегущий". После Ледового похода его перевели из Кронштадта в Петроград на Балтийский завод - для восстановления Этому помешала гражданская война, развязанная против молодой Страны Советов белогвардейцами и интервентами. Эсминец пришлось сдать на долговременное хранение в порт После гражданской войны комиссия обследовала старые боевые корабли Часть их решили модернизировать а другие признали устаревшими и исключив из списков флота, передали на разборку. Так, в 1924 году, и "Стерегущий" закончил службу в отечественном флоте

Павел ВЕСЕЛОВ. историк
( журнал Техника-Молодежи № 2.1988)
Back
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru