Rambler's Top100

ЭКСПЕДИЦИОННОЕ СУДНО   "ВИТЯЗЬ"
 

Экспедиционное судно   "ВИТЯЗЬ", внешний вид, ТТХ.

        Это было три десятилетия назад, "А. И. Воейков", советский корабль - разведчик погоды, совершал свой самый первый рейс. Мы вышли через пролив Сарангани в Тихий океан и повернули по меридиану на север, в сторону родных берегов, когда получили радиограмму: "Ложусь курсом на вас. Сообщите свое место. Сергеев".
        Сергеев был капитаном "Витязя", флагмана научно-исследовательского флота АН СССР. Этот корабль уже десять лет бороздил Тихий и Индийский океаны. Он стал так же знаменит, как "Витязь" адмирала С. О. Макарова. Именем нашего, советского "Витязя" уже были названы открытые в ходе экспедиций по Тихому океану глубоководный желоб, подводная гора и хребет. "Витязю" принадлежала честь  открытия  максимальной глубины Мирового океана - 11 022 м в Марианском желобе. Корабль науки особенно прославился именно изучением рельефа дна Мирового океана: шесть глубоководных желобов в Тихом океане и столько же в Индийском, более сорока подводных гор были открыты и нанесены на карту участниками рейсов. Благодаря этим экспедициям стала совершенно по-новому выглядеть карта океанического дна.
        И вот теперь у нас должно состояться, как говорят моряки, "рандеву" в океане. С нашего борта полетела ответная радиограмма: "Встретимся на 6°50' северной широты и 12°73' восточной долготы". (Так сказать, "под часами на Арбате".)
        Почти через неделю на ультрамариновой сини океана показался белоснежный теплоход. Он вырвался из плена мощного тайфуна "Шарлотта" и точно вышел в место встречи. Суда легли в дрейф. И теперь, без помощи морзянки, голосом, через рупор, капитаны договорились об обмене гостями.
        К нам прибыла шлюпка во главе с руководителем экспедиции членом-корреспондентом АН СССР В. Г. Богоровым, кстати, одним из инициаторов создания этого плавучего института.
        Он совершил на "Витязе" шесть экспедиций (именем ученого назван подводный хребет в Тихом океане, научно-исследовательское судно АН СССР).
        И наша шлюпка пошла на "Витязь". На его главной палубе было тесновато от приборов и оборудования. Вот рабочее место геологов. Лебедка, рядом вырез в фальшборте, с которого спускались на 11 км дночерпатели. Даже с такой глубины принесли они живые организмы, перевернув представление ученых о возможности жизни на сверхглубинах при сверхдавлениях. В носовой части хозяйство гидрологов и гидрохимиков - здесь тоже лебедки, стойки с рядами батометров - аппаратов для получения проб воды. Прямо на палубе были закреплены тралы - донный и пелагический (для сбора планктона), коническая донная сеть - диаметр кольца около 5 м.
        За время короткого посещения мы так и не успели ознакомиться со всеми лабораториями. Эта, насколько я помню, 28-я экспедиция только начинала свою работу. Но в лаборатории ихтиологов уже были колбы и стеклянные емкости с заспиртованными   диковинными глубоководными рыбами, у геологов лежали на столах пробы грунта с 8-километровой глубины, в планктонной лаборатории можно было через микроскоп увидеть, как населена каждая капля океанской воды.
        Хоть и достаточно велик "Витязь" - длина 109 м, водоизмещение 5710 т - и на всех его четырех палубах (включая шлюпочную) около ста помещений, все же с учетом четырнадцати лабораторий, хранилищ коллекций и проб, служебных кают, кают-компании, столовой, библиотеки, персональных кают для судоводителей и руководства экспедиции с трудом представлялось, как умещаются все 66 членов команды и 77 научных работников... Однако что такое теснота по сравнению с уникальностью, оригинальностью, новизной работ в каждой экспедиции!
        Тут следует вернуться к прошлому судна, когда оно еще называлось "Марс". Построенное в 1939 году в Германии, оно предназначалось для грузо-пассажирских перевозок. Помимо помещений для 38 человек команды, там имелось еще 12 пассажирских мест. Дальность плавания без дозаправки горючим у него была 6000 миль. Переоборудование судна было произведено в 1947- 1948 годах в Висмаре, Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. Его среднюю надстройку удлинили на 11 м, бывшие грузовые твиндеки трех трюмов переделали в каюты, служебные помещения. В реконструкции судна, в создании приборов и лабораторий участвовало более десятка заводов, исследовательских институтов и КБ. Автономность плавания была повышена до 18 500 миль. Оснащение лабораторий по своему качеству, универсальности отвечало самым высоким требованиям.
        Бывший "грузовик" "Марс" назвали "Витязь", в честь того, первого парусного "Витязя", на котором плавал Н. Миклухо-Маклай, в честь "Витязя" адмирала С. О. Макарова.
        ...Недолго продолжалось "рандеву" двух экспедиционных судов. Вот возвратились домой шлюпки. Раздались прощальные гудки. И разошлись в океане суда. Мы двинулись к северу, навстречу очередному тайфуну, окрещенному "Дина", беспощадно трепавшему "Воейков" шесть суток, а "Витязь" отправился на юг, к экватору, к островам - зеленым, кокосовым, к новым открытиям.
        Двадцать лет "Витязь" был флагманом. Более 800 тыс. миль у него за кормой!.. Но и у судов наступает старость. В 1967 году "Академик Курчатов" стал флагманом флота Академии наук. А на сороковом году жизни "Витязь" в последний раз пришвартовался в порту Калининграда.  Он  передал свое имя новому, четвертому "Витязю".

С. Славин
1988 год
Back
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru